Нужна ли данная Стратегия развития финансового сектора РФ?
1 июля на заседании Правительства РФ были осмотрены вопросы становления финансового сектора в РФ. Минфин РФ предложил свежую редакцию Стратегии становления финансового сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г. В целом документ был одобрен, впрочем с какими-либо доработками в двухнедельный срок.
В согласовании с одобренной Стратегией главными целями следующего становления финансового сектора считаются:
- Увеличение общеэкономической производительности исполняемых финансовым сектором функций по аккумулированию капитала народонаселения, компаний и их трансформация в кредиты и вложения;
- Закрепление многофункциональной роли в экономике, увеличение конкурентоспо- собности русских кредитных организаций на отечественном рынке в сравнении с иностранными экономическими организациями;
- Последующее закрепление стабильности финансового сектора, ужесточение обороны интересов вкладчиков и прочих кредиторов банков;
- Предупреждение применения кредитных организаций в платной работе и противоправных целях, сначала для легализации прибылей, приобретенных беззаконным методом, и финансирования терроризма;
- Становление конкурентноспособной среды, рыночной поддержки и транспарентности в работе кредитных организаций;
- Закрепление доверия к российскому финансовому сектору со стороны игроков, кредиторов и вкладчиков, в первую очердь населения.
На (2009-2015 гг.), после осуществления предписанных целей, приоритетными будут задачи действенного позиционирования русского финансового сектора на интернациональных экономических рынках.
Достижение целей становления финансового сектора будет исполняться Правительством РФ и ЦБ РФ, сообразно Стратегии, по последующим главным фронтам:
- Улучшение правового обеспечивания банковской работы;
- Составление подходящих условий для увеличения роли банков в системе денежного посредничества;
- Становление и улучшение системы банковского регулирования и банковского надзора;
- Становление конкурентноспособной среды, транспарентности работы кредитных организаций, закрепление рыночной поддержки в банковской сфере, обеспечивание одинаковых условий конкурентной борьбы для всех кредитных организаций, включая банки, управляемые государством;
- Повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;
- Участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.
- В сфере правового обеспечивания банковской работы, сообразно Стратегии, во-первых обеспечить последующее улучшение правовых условий функционирования кредитных организаций согласно с международно-признанными раскладами.
В области становления инфраструктуры финансового сектора особенное внимание со стороны правительства и ЦБ ожидается уделить вопросам развития и функционирования системы страхования взносов, включая работу Агентства по страхованию взносов и наделение его функциями корпоративного ликвидатора банков, формирования Бюро кредитных ситуаций, органа регистрации залогового имущества, создание системы межбанковских расчетов в режиме настоящего времени.
Кроме того, правительством объявлено, что становление банковской работы обязано стимулироваться предпочтительно финансовыми способами, а повышение размеров банковских услуг не имеет возможности достигаться во вред стабильности финансового сектора.
Особое внимание в контексте стойкости финансового сектора будет уделено вопросам создания и функционирования системы страхования взносов согласно с требованиями Федерального закона «О страховании взносов физических лиц в банках РФ». Планируется предпринять дополнительные меры по комплексной оценке экономической стойкости кредитных организаций на базе международно-признанных раскладов, включая вопросы качества активов и денег кредитных организаций, значения ликвидности и рентабельности, состояния систем управления, и его стратегических качеств.
В результате обязана значительно повыситься роль финансового сектора в экономике державы, и наблюдаться подъем экономической стабильности и транспарентности. Кроме того, характеристики отечественного финансового сектора обязаны понемногу приближаться к признакам банковских систем ряда государств с переходной экономикой, более преуспевших в построении прогрессивных рыночных взаимоотношений.
Таким образом, Минфином прогнозируется, что при удачном претворении в жизнь предусмотренных в Стратегии событий, к 01.01.2009 г. роль финансового сектора в экономике будет характеризоваться следующими параметрами:
- активы/ВВП – 56% - 60%;
- капитал/ВВП – 7% - 8%;
- кредиты/ВВП – 26% - 28%.
Таким образом, подъем прогнозных признаков в сравнении с началом т.г. по проектам Минфина составит 24,3%.
Напомним, что на конец 2003 г. активы финансового сектора РФ составили 5,44 трлн. рублем ($184,8 миллиардов.), что на 31,3% более признака 2002 г. В это же время размер кредитования экономики финансовым сектором возрос на 43,4% и составил 2,91 трлн. рублей ($98,8 миллиардов.), а личные средства банков (капитал) повысились на 40,1% до 815,6 миллиардов. руб. ($27,7 миллиардов.).
По отношению к ВВП на протяжении пары лет помимо прочего наблюдался подъем данных признаков финансового сектора. Так, в 2003 г. размер активов к ВВП возрос до 42,5%, суммарный банковский капитал к ВВП возрос до 6,4%, а размер кредитов к ВВП до 22,7%. При данном примерно за 5 лет эти показатели выросли более чем в 1,7 раза.
Что касается вопроса о разрешении открытия отделений зарубежными банками, то позиция правительства осталась бывшей – сберечь лимитирования. По словам А.Кудрина, «данное связано с повиновением российскому законодательству и трансграничностью перечисления средств, что при иных условиях делается наименее прозрачным», информирует «Интерфакс-АФИ». «В интересах денежной стабильности русской банковской системы и русских денег это лимитирование в Российской Федерации на данном шаге целесообразно», – сказал министр.
При данном А.Кудрин не отметает, что потом вопрос о запрете на открытие отделений зарубежных банков быть может пересмотрен. «Безусловно, на фоне, за пределами 7-8 лет, возможно возвратиться к данному вопросу», – произнес министр. По его словам, почти все станет находиться в зависимости от состояния банковской системы и потребности претворения в жизнь надлежащих мер контролирования. «По мере либерализации денежного законодательства и поддержания денежной системы это вероятно», – заявил А.Кудрин.
Что касается Внешэкономбанка, то правительство собирается сохранить его квалификацию в виде агента по управлению госдолгом РФ, понизить его роль в кредитовании платных планов, и, вполне вероятно, сберечь его в виде правящей накопительной пенсией, о чем рассказал министр финансов РФ А.Кудрин, рассказывает «Интерфакс-АФИ». По этому вопросу он сообщил, что в обозримое будущее правительство РФ хочет создать концепцию становления ВЭБа.
Вместе с тем он заявил, что выход ЦБ РФ из Сбербанка РФ не намечается до того времени, пока же Сбербанк не станет всецело принимать участие в системе страхования взносов в банках. По словам А.Кудрина, данный вопрос не станет ставиться до 2007 г.
Премьер-министр РФ М.Фрадков высказался за ужесточение системы банковского надзора для обеспечивания стойкости банковской сферы и недопущения становления кризисных ситуаций.
«В нынешнее время немалая перегрузка ложится на систему банковского надзора. Она обязана быть сориентирована на обеспечивании стабильности и недопущении становления кризисных ситуаций, связанных с отдельными субъектами рынка», – сказал М.Фрадков, открывая заседание правительства.
М.Фрадков предложил принять меры для увеличения конкурентоспособности русских банков, таким как с помощью «увеличения значения внутреннего корпоративного управления».
Глава офиса высказался за взаимодействие правительства с сотрудниками банковской сферы в решении вопросов становления банковской системы.
М.Фрадков рассказал, что совместно с планом Стратегии становления банковской системы разработан план первоочередных событий по реализации этой стратегии. «Он рассчитан на полтора года. Мы ждем итогов», – сказал премьер-министр.
Вывод: На наш взгляд, ничего сознательно свежего сравнивая с прошлыми документами в одобренной Стратегии не находится. Безусловно, как говориться цели и задачи надежны, но не до конца ясно, какие точные меры намерено брать на себя правительство и ЦБ для их решения. Кроме того, не ясно, отчего ключевым разработчиком Стратегии, по всей видимости, считается Минфин? Очевидно, что ЦБ абсолютно утерял самодостаточность.
Трудно поспорить с тем, что финансовый сектор обязан развиваться темпами, превосходящими темпы подъема экономики. Однако заложенные темпы подъема финансового сектора мало амбициозны. Как демонстрирует тест, прогнозные ценности подъема приблизительно в 3 раза менее реально сложившихся на протяжении заключительных лет. Таким образом, банковская система инерционно может выйти на заложенные темпы подъема и ранее. В чем все-таки тут изменение?
Кроме того, абсолютно размыты механизмы регулировки и стимулирования становления данных действий со стороны страны. Никакой точной стратегии валютных властей не прослеживается.
Что касается ограничений на открытие отделений зарубежных банков, то, неоспоримо, что в отсутствии широкого входа даных банков на скорое становление банковской инфраструктуры планировать не приходится. Конкуренция, как лучший метод увеличения производительности, а для населения не имеет важности, кто обладатель банка. Главное, чтобы банк был надежен, и предоставлялись высококачественные предложения на интересных условиях.
Кроме того, надлежит отметить очередной важный эпизод. Конечно, дешевле следить за маленьким дочерним заграничным банком. Если же в поле зрения окажется отделение зарубежного банка, то надзор понадобиться поделить с заграничными контрольными органами, к чему почти все из русские ведомства не готовы. Поэтому в вопросе широкого допуска зарубежных банков очевидно прослеживается робость валютных властей. С финансовой же стороны, эта политика неэффективна.
Что касается системы страхования взносов в том виде, в каком она готовится к принятию, то этот шаг вызывает сомнения. В условиях наличия у человека независимого выбора экономического ВУЗа для размещения собственных средств, страхование этого процесса обязано происходить на добровольной основе, при этом сама инициатива о страховании взносов исходить от банков. С данной позиции добровольность разрешила бы усилить конкурентную борьбу и дать некое ускорение развитию банковской системы в общем.
В случае если система сумеет аккумулировать веские размеры средств, и население будет переводить их из Сбербанка в банки, экономический профессионализм горожан возрастать не станет, точно также, как и обязанность банковского маркетинга. В рзультате работы такой системы большая часть маленьких вкладчиков станет воздавать вкладчикам иных кредитных учреждений промахи банковского маркетинга.
Кроме того, вопрос – как станут управлять средствами страхового фонда? Насколько отлично. Об данном ничего не рассказывается.
Система страхования взносов не предотвращает кризисы в банковской системе. Ни в одной стране она никого и ни разу не встанет на защиту от кризиса. Государству приходится или выкупать долги банков, или давать им банкротиться. Единственная задача предлагаемого страхования – не разрешить, дабы облапошенные вкладчики прогуливались по улицам и просили соблюдения личных прав.
Есть немало и прочих наиболее существенных трудностей. Например, отчего все еще Центральный банк остается акционером Сбербанка. В данном нет практически никакого толка. Орган регулировки и надзора — в одно и тоже время крупнейший акционер. Явный конфликт интересов. Отсюда не ясно отсрочка данного вопроса до 2007 г. Очевидно, что смена основного акционера в Сбербанке с Центробанка на правительство – одно из основных направлений банковской реформы. И тянуть с этим не стоит! В целом, вопросец носит политический и стратегический характер.
Об неимении доступности кредитных ресурсов небольшому бизнесу даже говорить не приходится.
Таким образом, сложно оценить одобренную Стратегию становления финансового сектора Российской Федерации, так как настоящих сдвигов в реформе нет и, судя по всему, не предвидится.
Читайте также: Банковская система РФ возобновила темпы подъема активов.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.