Экопродукция становится популярнее
В последние годы экопродукция нашла своего покупателя на мировых рынках. Сегодня рынок экопродуктов в Европе оценивается приблизительно более чем 20 млрд евро и постоянно растет. Стремление западных покупателей потреблять только натуральное и качественное стало для них своего рода новой религией: они готовы экономить на развлечениях и отдыхе, лишь бы иметь возможность хотя бы несколько раз в неделю покупать в супермаркетах экологически чистые продукты.
Международные эксперты единодушно отмечают стремительный рост рынка. По данным Международной Федерации Движения за Органическое Сельское Хозяйство (International Federation of Organic Agriculture Movements), рынок экопродуктов в Европе составляет примерно 4% европейского потребительского рынка в целом. Рост его составляет около 20% в год при том, что рост европейского потребительского рынка в целом в последнее десятилетие не превышал 3%.
Органическое сельское хозяйство практикуется в 160 странах и 37 млн. га органических сельскохозяйственных земель находятся в ведении 1,6 млн фермеров. Мировые продажи органических продуктов питания и напитков достигли $59 млрд в 2010 году. Страны Азии занимали третье место по площади экологического земледелия (21%). Китай по этому показателю стал третьим в мире, отведя под экологичное сельское хозяйство 2,3 млн га. При этом за 2005-2006 гг. эта страна смогла увеличить размеры земель, отведённых под органическое сельское хозяйство, в одиннадцать раз, что было связано с избыточностью трудовых ресурсов. В этой стране выделение дотаций и субсидий для развития рынка экологически чистой продукции в рамках «Национальной программы по экомаркировке» позволило увеличить реальные доходы крестьян на 7%.
Европа тоже не отстает. Рост таких ферм составил в среднем 5%, также заметно увеличилось и количество розничных биомаркетов: появилось десятки тысяч кв. м новых площадей.
Были зарегистрированы рекордные продажи молочных продуктов, произведенного в соответствии с экостандартами Евросоюза, значительный рост показал сегмент детского питания. Наибольшие продажи отмечались в сегменте свежих органических овощей и фруктов, выпечки и хлеба, специй, мяса и мясных деликатесов и кондитерских изделий. Лидерами роста расходов на экопродукты на душу населения: Дания, Австрия, Германия, Великобритания.
«В экологических хозяйствах стран ЕС, входящих в нашу организацию производятся бобовые и зерновые культуры, молоко, чай, мед, грибы, яйца, мясо, молоко и молочные продукты, овощи, морские аквакультуры, дрожжи и вино. О настроениях европейских покупателей активнее приобретать экопродукцию косвенно свидетельствует, например и закрытие сети «Макдоналдс» в Швейцарии (самая непримиримая страна в отношении ненатуральных продуктов), и развитие в Европе движения здорового питания Slow Food - в противовес фаст-фуду. К примеру, в прошлом году люди, сразу после диоксинового скандала в Германии (и не только) смели с полок магазинов яйца и мясо именно со знаком BIO. Все товары, демонстрирующиеся на выставке BioFach, имеют сертификаты международной федерации и IFOAM соответствуют Регламенту Европейского Союза по органическому сельскому хозяйству», - говорится в сообщении экспертов.
Сельскохозяйственные земли в Европе занимают 7,39 млн га, в том числе 3 млн - биопашня и 3,2 млн - биопастбища. Самое большое количество экоплощадей в Италии (1,15 млн га), за ней следуют Испания (1 млн) и Германия (0,87 млн). Государства заинтересованы в развитии этого сектора экономики, и поддерживают своих фермеров как могут. Финансирование идет как из местных источников, так и из ЕС. Также действуют программы финансирования разработок концепций сбыта экопродукции. К примеру, в Германии существует премия за профилактику здорового образа жизни, проводятся кулинарные курсы для школьников и их родителей.
В Чехии проводится масштабная рекламная кампания, призывающая к употреблению экопродуктов. Она финансируется напрямую из ЕС, а также из государственного земледельческого инвестиционного фонда Чехии. Здесь действует программа «органические школы», рассчитанная на проведение образовательных курсов для учеников и учителей. Подобное обучение проводит и британская компания Food for Life, которая организует кулинарные курсы, экскурсии на экофермы, помогает в расширении сети школьных огородов, на которых выращиваются экоовощи. В Италии экопродукты используются в приготовлении школьных обедов.
Основатель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов в этой связи отмечает, что в России рост органического сельского хозяйства сдерживается отсутствием правового регулирования, системы сертификации, госпомощи, а также слабым просвещением населения в вопросах качества продуктов. «Сегодня экопродукция - это объективно ведущий мировой тренд с самыми высокими темпами роста», - считает он. Побывав на выставке экопродукции «BioFach» в г. Нюрнберг (Германия), Коновалов считает, что у этого сектора экономики восхитительные перспективы.
«Несколько лет назад не только биосупермаркеты, но и обычные сетевые магазины и дискаунтеры приняли решение работать с биоассортиментом. Активность супермаркетов и дискаунтеров в продвижении продукции привела к заметному росту объемов продаж. Многие розничные сети проводят рекламные кампании биопродукции под собственным логотипом, уделяют большое внимание расширению ассортимента, вводят в продажу органические новинки. Цены на биопродукцию в европейских супермаркетах позволяют утверждать, что она удовлетворяет потребности всех социальных групп, а не только наиболее обеспеченных покупателей. Разница в стоимости эко и обычных продуктов постоянно уменьшается за счет появления все большего количества экопроизводителей», - отметил производитель.
Перспективы у этого сектора рынка в России действительно колоссальны, требуется лишь законодательная база и государственная помощь, особенно на первых порах. А заинтересованные в этой работе лица в аграрной по сути стране найдутся всегда.
Другие новости аграрного рынка: Госмонополия на спирт поднимет цены на лекарства и доходы теневиков.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.