Производители соков выжмут деньги из нас
Причинами повышения цен эксперты называют плохие урожаи фруктов на территории США и Китая и возросший спрос в азиатских странах. В России соки также сильно подорожали, пишет Национальный агарный сервис The Grocer, в 2011 году отпускные цены на апельсиновый сок могут вырасти на 80%, яблочный подорожает на 60%.
Рост цен объясняется нынешней структурой российского рынка. Фактически он поделен между транснациональными группами Coca-Cola («Нидан» и «Мултон») и PepsiCo («Лебедянский» и «Вимм-Билль-Данн»), покрывающих все ценовые ниши и лидирующие в них по объемам.
Кстати, на минувшей неделе американский производитель безалкогольных напитков и продуктов питания PepsiCo объявил о завершении сделки по приобретению 66% акций российского «Вимм-Билль-Данна» (ВБД ПП). В результате сделки доля PepsiCo в капитале ВБД ПП выросла до 77%.
По данным аудита розничной торговли «Nielsen Россия», совокупная доля производителей — лидеров сокового рынка в городах России с населением свыше 10 тыс. человек составляет 76,9% в объемном выражении («Вимм-Билль-Данн», «Лебедянский», «Мултон», «Нидан»).
ТНК говорят о том, что существуют проблемы в производящих регионах, где и закупается яблочный и апельсиновый концентрат. Убедительно вещают о подорожании удобрений и неблагоприятных погодных условиях в провинциях Шэньдун в Китае (яблоки) и в штате Флорида в США (апельсины). Например, заморозки во Флориде привели к росту цен на апельсиновый сок за последние три недели уже на 3,5%.
Но кроме Флориды в мире есть немало крупных поставщиков апельсинов. Они произрастают, к слову, в той же штатовской Калифорнии, именно там производят основные объемы, идущие на экспорт.
На самом деле — проблемы в цитрусовых нет, они слишком распространены по миру. За прошедшие 20 лет выпуск апельсинов только в Китае увеличился приблизительно в 6 раз, в Мексике — на 100%. В так называемых развитых странах наиболее высокие темпы роста производства зафиксированы в США (на 36%), Австралии (на 12%) и Испании (на 8%).
Проблема в том, что ТНК хотят нажиться на растущем спросе со стороны ряда стран и встроиться в широко анонсированную тенденцию удорожания продовольствия.
Панику со стороны ООН, регулярно пугающую мир продовольственным дефицитом, с удовольствием подхватили и производители и спекулянты. Для последних это способ делать деньги из воздуха на биржах. Инвестбанки, подняв углеводородное сырье и драгметаллы до заоблачных высот, ринулись разгонять цены на продовольственные товары.
В числе крупнейших мировых поставщиков апельсинов остается Бразилия. На Бразилию же приходится и более половины мирового производства апельсинового концентрата. Второй мировой производитель — США (30%).
Но пару лет назад в результате «консолидации» и прочих эвфемизмов монополизации в Бразилии сложился реальный картельный сговор. В результате сговора цены не опускаются даже в период урожая. Поэтому погодными колебаниями можно только пытаться маскировать истинные причины роста цен на фруктовое сырье.
Яблоки — так и вовсе российский продукт. Высокая зависимость от импорта яблочного концентрата смешна и недопустима, но объективно присутствует из-за многолетнего разрушения крупного отечественного садоводства. Но и тут не все так плохо, как можно представить.
Общую потребность российского рынка в яблочном концентрате оценивают в 120-130 тыс. тонн в год. Для его производства используется лишь 15% отечественных яблок. Россия при желании могла бы практически полностью обеспечивать себя этим сырьем. А докупать можно в соседних республиках — Украине, Молдове и т. д. Украина, например, производит 60-80 тыс. тонн концентрата в год. Литр концентрата — это в среднем пять литров готового сока. Расти есть где, было бы желание и соответствующая воля.
При стабильном спросе со стороны РФ, садоводы России и Украины, Молдовы и других республик СССР могли бы постепенно наращивать объемы выпуска, закладывая громадные сады, которые вынуждены были корчевать в 90-е. Причем стабильный спрос и долгосрочные контракты — единственно возможный способ, так как инвестиции в садоводство изначально высокие, а срок окупаемости отсрочен на годы.
Однако после продажи мощностей всяческим «пепсиколам» и дележа рынка, необходим жесткий контроль, принуждение к инвестициям в отечественную садоводческую отрасль и местную переработку на строгих экологических условиях.
Сейчас на рынке яблочного сока ведущую роль играют Китай и ЕС. Китай производит примерно половину мировых экспортных объемов яблок и концентрата из них. В ЕС основными производителями яблок являются Польша, Италия и Франция. Страны ЕС за год выпускают 400-500 тыс. тонн яблочного концентрата.
Что китайская, что европейская продукция — это гордость химической промышленности. Украина в одиночку, состоя в ВТО и не инвестируя в сельское хозяйство, производит 60-80 тыс. тонн «нехимиченного» яблочного концентрата за сезон.
При этом по данным «АПК-Информ: овощи и фрукты», Россия стабильно наращивает закупки яблочного концентрата из Китая. В первой половине 2010 объем импорта увеличился на 10%, хотя в первой половине прошлого года все основные импортеры китайского концентрата снижали закупки. Россия вообще оказалась единственной страной, нарастившей импорт концентрата из Китая и вторым по объемам покупателем этой продукции.
Что и говорить, ситуация аховая. Остается только сажать свои яблони и по старинке катать банки. Может быть, глобальное падение спроса остановит беспредел корпораций. Поклонникам пакетированного апельсинового сока в этой ситуации, конечно, сложнее. Придется сосредоточиться на выращивании цитрусовых в домашних условиях.
Другие новости аграрного рынка: Водка станет дорогой.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.