Сыроделы доведут до «точки» производителей молока
Российские сыроделы на грани банкротства. «Ситуация на российском рынке сыра близка к критической. Из-за резкого роста импорта сыров, прежде всего, дешевых украинских и белорусских, многим предприятиям грозит разорение», – сообщила ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова
По ее словам, именно относительно низкая цена этой продукции является главным фактором, влияющим на спрос. В первом квартале текущего года потребление сыра в стране выросло на 3,5%, пояснила она, добавив, что растущий спрос удовлетворяется за счет ввоза украинских и белорусских сыров, которые вытесняют с российского рынка отечественные сыры, передает «Интерфакс».
По словам эксперта, проблема заключается в том, что наши производители не могут выдержать ценовую конкуренцию даже в условиях снижения отпускных цен на свою продукцию на 14% в первом квартале этого года.
Как сообщали ранее «Крестьянские ведомости», первопричиной роста цен на сыр стали проблемы с сырьем. Производители молочной продукции и сыров понесли убытки по итогам первого квартала 2008 г. из-за роста цен.
Рентабельность производства молочной продукции у переработчиков в Ростовской области и Краснодарском крае снизилась в ноябре-марте с 15% до 3%, рассказали участники рынка.
Стоимость сырого молока с июля 2007 г. по январь 2008 г. выросла с 7,2 рубля за литр до 16-17 рублей. Для сравнения, в рознице – с 15-15,6 рублей лишь до 20-21 рубля. Рост цен на молоко в рознице сдерживало соглашение об ограничении отпускных цен и наценок до 5%, подписанное в октябре 2007 г. между компаниями-производителями и сетями. Сыры не попали в список продуктов на заморозку цен.
Справка: по данным Минсельхоза, в среднем потребительские цены на твердые отечественные сыры с июля 2007 г. по январь 2008 г. выросли на 56% до 229,49 руб/кг. Однако по оценкам производителей средняя рентабельность по сырам до роста цен не превышала 8%. Для сравнения белорусы продавали сетям сыр по 120-130 рублей за килограмм при стоимости их сырого молока 7-8 рублей за литр. В итоге наши производители были вынуждены занижать цены и работать себе в убыток. При себестоимости сыра в 160 рублей, в магазины он попадал по цене 145 руб/кг.
По данным Росстата и ФТС производство сыра в России в первом квартале этого года составило 87,3 тыс. тонн против 90,7 тыс. тонн за соответствующий период прошлого года. В марте снижение производства превысило 7%.
Наряду с этим импорт из стран СНГ увеличился на 33%. Расширение списка украинских сыроделов, получивших право на экспорт своей продукции в Россию, привело к росту суммарных поставок из Белоруссии и с Украины почти на треть. Сегодня оптовая цена килограмма сыра из этих стран на 25-30 рублей ниже отпускных цен отечественных производителей на аналогичные сыры.
Т.Рыбалова видит корень проблемы в том, что большая часть украинских сыров, поступающих на российский рынок, производится европейскими сыродельными компаниями, купившими недооцененные активы на Украине. «После прекращения в середине апреля действия пониженной пошлины на сыры из дальнего зарубежья производство сыра на Украине становится для европейцев еще более привлекательным бизнесом. В ближайшей перспективе стоит ожидать массированного роста поставок», – заявила она.
Белорусские производители тоже находятся в более выгодном положении по сравнению с российскими, поскольку производят продукцию в условиях плановой экономики с большой поддержкой государства, а реализуют ее в условиях свободного рынка.
Разорение сырзаводов негативно скажется на всей молочной отрасли. Производителям молока и в сегодняшних условиях трудно пробиться на рынок, говорит собеседник FineFinance.ru, депутат Госдумы, руководитель «Партии развития предпринимательства» Иван Грачев: «Если взять молокопроизводителей, то у них с трудом молоко берут по 10 рублей за литр, средняя цена – восемь рублей». Так что и молочная отрасль тоже находится под ударом.
Чтобы наши отечественные сыры вконец не исчезли с прилавков, а следом и производители молока не терпели еще больших убытков, представители ИКАР предлагают изменить таможенную политику и вводить пошлины. «Иначе российские сыры перейдут в разряд эксклюзивных, потому что их некому будет производить», – говорит Т.Рыбалова.
С экспертом Института конъюнктуры аграрного рынка в корне не согласен И.Грачев. «Пошлины обычно неэффективны, потому что итогом их введения станет рост цен для потребителей. Надо понимать, как только ты ввел пошлину, значит, для потребителя цена выросла. Уменьшится приток конкурирующих товаров из-за границы, а внутренние цены останутся на прежнем уровне или вырастут. Потребителю, по сути, не из чего будет выбирать», – объясняет он.
Более действенной мерой будет снижение налоговой нагрузки для производителей молока и сыров, считает он. «Если мы хотим, чтобы у нас сыр был лучше и дешевле, чем на Украине, значит, надо сделать налоги меньше, чем на Украине и в Белоруссии. В целом объем налогового бремени в России вдвое больше, чем нужно», – уверен И.Грачев.
По его словам, снижение налогов было бы гораздо выгоднее и для производителей, и для потребителей. На его взгляд, производство сельхозпродукции вообще не стоит в нынешних условиях облагать налогом, по крайней мере до выхода предприятий из кризиса. «Это ни к чему плохому бы не привело, поскольку основным источником финансирования бюджета являются налог на добычу полезных ископаемых», – говорит депутат.
Не помешала бы производителям и господдержка, но в разумных пределах. До национализации доводить не стоит. Надо помочь предприятиям с модернизацией оборудования на производстве, строительством дорог в сельской местности, покупкой сельхозтехники.
Достичь этого можно было бы без прямого бюджетного финансирования. «Производители и переработчики уже бы вздохнули легче, если б государство их освободило, по крайней мере, от налогообложения тех доходов, которые предприятия направляют на покупку нового оборудования и другие капловложения в предприятия. А у нас практически все вложения облагаются налогами», – заключает он.
Другие новости аграрного рынка: Рынок зерна: инвесторы заинтригованы.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.