FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

ГЛОНАСС – космический АвтоВАЗ

Все мы весне благодарны, что однажды в апреле Гагарин совершил свой высокий полет. По крайней мере, 12 апреля большинство россиян с гордостью вспоминают события 1961 года. Однако ни для кого не секрет, что за последние полвека мировые политическая и экономическая конъюнктуры сильно изменились. Сегодня российская космическая мощь уже не так крепка. Завершение проекта ГЛОНАСС - «надежды и опоры» российских космических амбиций – все еще буксует.

О ГЛОНАСС много говорят и пишут. Тем не менее, напомнить предысторию проекта будет не лишним. ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система – еще советский проект спутниковой системы навигации. Является аналогом американской системы GPS (или NAVSTAR). Навигационная система позволяет в любой точке Земли, в космическом пространстве, и почти при любой погоде определить местоположение и скорость объектов.

Основой российской системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли. Первый спутник был выведен на орбиту еще в 1982 году. В1993 году ГЛОНАСС была официально принята в эксплуатацию, хотя количество спутников составляло только 12. В 1995 году число спутников достигло 24. К сожалению, срок службы аппаратов составлял всего 3 года. Поэтому в последующие годы тяжелая экономическая ситуация в стране и отсутствие финансирования привели к сокращению спутников на орбите.

Однако в 2001 году для развития системы была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система». Изначально программа предполагала полное покрытие территории России уже к 2008 году. Планировался также запуск новых аппаратов с пятилетним сроком службы. Осуществлению планов опять помешал выход из строя старых спутников. Таким образом, на 11 апреля 2009 года, по данным сайта Прикладного потребительского центра ГЛОНАСС в составе группировки КНС ГЛОНАСС 20 космических аппаратов, из них 19 используются по целевому назначению, а один спутник – временно выведен на техобслуживание.

Отметим, что в американской системе задействовано уже более 30 спутников. Впрочем, можно и позлорадствовать: альтернативная европейская навигационная система Galileo до сих пор не запущена. Страны участники проекта все еще не могут договориться о финансировании проекта.

Однако России все-таки стоит поторопиться, так как все большие космические амбиции выказывает Китай. В настоящее время КНР ведет активное развертывание своей глобальной системы позиционирования «Бэйдоу» («Компас»).

Однако помимо собственно финансовых сложностей, и вывода необходимо количества спутников на орбиту, у ГЛОНАСС есть и другие проблемы в части конкурирования с GPS.

Ведь помимо военных целей (а именно для них создавались еще во времена холодной войны как ГЛОНАСС, так и GPS) навигационные системы могут использоваться и используются для гражданских нужд.

Что касается американской системы, то доступ к навигационной информации был открыт для гражданских пользователей с 1983 года. С 2004 года США предоставляют бесплатный навигационный сигнал гражданским пользователям во всем мире. Сегодня GPS-приёмники часто встраивают, например, в мобильные телефоны, КПК.

Появляются также различные устройства и программные продукты, позволяющие видеть своё местонахождение на электронной карте. Доступ к гражданским навигационным сигналам ГЛОНАСС российским и иностранным потребителям согласно указу президента России от 17 мая 2007 года также предоставляется на безвозмездной основе и без ограничений.

Однако широкого гражданского применения приемники ГЛОНАСС пока не нашли. Как рассказал Исполнительный директор компании «Русские Навигационные Технологии» Иван Нечаев, в первую очередь «должно быть установлено приемлемое соотношение цены и качества приемников». Приемники ГЛОНАСС стоят в разы дороже аналогов на GPS основе, поэтому сейчас необходимо наращивать производство. Иначе ни простым гражданам, ни бизнесу аппараты на основе ГЛОНАСС будут неинтересны, подчеркнул специалист.

Вместе с тем, сегодня власть сделала очень правильный шаг в плане поддержки системы – обязало государственные и коммерческие организации использовать ГЛОНАСС на своих транспортных средствах, отметил Иван Нечаев. «Идея прекрасная, но она недостаточно регламентирована», заметил он. Задача поставлена, а как ее выполнять - никому не ясно. Рынок ждет, когда власть обозначит четкие критерии, подчеркнул исполнительный директор «Русских Навигационных Технологий».

Еще более печальное мнение на этот счет высказал гендиректор компании «Техно» Юрий Герасимов. По его словам, Россия сегодня не способна выпускать конкурентоспособные приемники по нескольким причинам. Во-первых, налог на добавленную стоимость добавляет 18% ко всей комплектации и материалам, необходимым для их производства. Во-вторых, таможенное законодательство устроено так, что экспортировать приемники не представляется возможным. Помимо прочего, ГЛОНАСС будет проигрывать GPS по энергопотреблению и размеру микросхемы и сопутствующих деталей на плате.

Как заметил руководитель отдела «GPS/ГЛОНАСС инфраструктура» компании НАВГЕОКОМ Сергей Ванин, на данный момент российская система не может конкурировать с американской, а может только ее дополнить. Ей пока «еще далековато до завершения», подчеркнул он. Одной из важных причин неэффективности ГЛОНАСС Сергей Ванин назвал то, что в России нет сети наземных станций слежения (они выполняют задачи по отслеживанию отклонений в работе спутников – прим. ред.). Пытаться объяснить, почему ГЛОНАСС не конкурентоспособен, - примерно то же, что пытаться объяснить, почему неконкурентоспособен АвтоВАЗ, пошутил наш собеседник.

Вместе с тем, наше государство не отказывается от своих планов по развитию ГЛОНАСС. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов на днях заявлял, что к концу 2010 года спутниковая группировка все-таки будет иметь в своем составе 24 космических аппарата.

Кроме того, как рассказал гендиректор и генеральный конструктор компании «Информационные спутниковые системы» им. Решетнева Николай Тестоедов, финансовый кризис не повлиял на планы испытаний перспективных космических аппаратов системы. Первый космический аппарат типа «Глонасс-К» будет запущен в декабре 2010 года (одна ракета выводит сразу два спутника). А срок эксплуатации спутников серии «К» составляет 15 лет. Кроме того, они отличаются в два раза более точным сигналом и значительно меньшей массой. Вкупе с планами развития наземной сети слежения, ГЛОНАСС сможет стать реальным конкурентом остальным навигационным системам.

Другие новости ВПК: ГЛОНАСС – через тернии к звездам.

Вернуться к разделу «Новости военно-промышленного комплекса»

Обновлено (20.04.2014 03:53)

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи