FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

Первый вице-премьер лично починил боевой самолет 5 поколения

После относительно недолгого периода эйфории по поводу достаточного финансирования принципиально важного проекта ПАК ФА (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) первый вице-премьер Сергей Иванов вынужден был лично вмешаться в проект, чтобы тот не “вошел в неуправляемый штопор”.

В середине месяца НПО “Сатурн”, головной разработчик двигателя для ПАК ФА, объявил через СМИ, что приостанавливает работу над созданием двигателя пятого поколения якобы из-за отсутствия соответствующего договора с Министерством обороны, а на самом деле из-за того, что под проект не выделяется необходимое финансирование.

На специальной пресс-конференции технический директор и генеральный конструктор НПО “Сатурн” Михаил Кузменкозаявил, что “Сатурн” выиграл тендер министерства, но до сегодняшнего дня никаких договоров не заключено. “Работы по созданию двигателя фактически заморожены”, - сказал он. Без поддержки МО создание перспективного двигателя практически невозможно, по разным оценкам это стоит порядка 5,5 млрд руб.

Вместе с “Сатурном” в работе принимают участие УМПО, “Мотор” (Уфа), “Авиадвигатель” (Пермь), “Климов” (Санкт-Петербург), “Союз” (Москва),ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, но при всем желании только за счет собственных средств такой двигатель создать невозможно. Это понимают и в правительстве. Примечательно, что московский "Салют" тоже разрабатывает свой двигатель 5 поколения. У компании есть значительные успехи в этом направлении. В отличие от конкурентов из Рыбинска московский двигатель в его первой стадии модернизации уже устанавливается на серийные самолеты. И хотя в данный момент шансы “Сатурна” (по крайней мере формально) выглядят предпочтительнее, окончательное слово еще не сказано. Очевидно одно, ПАК ФА в 2008-2009 поднимется с двигателем, который будет дорабатываться по мере испытаний самого самолета. Ни одна из компаний к тому времени не сможет дать “конечный продукт” - изделие 117 Сатурна или АЛ-31Ф-М3 Салюта.

В то время как "Сатурн" небезуспешно старался привлечь внимание правительства к своим проблемам (ПАК ФА стал предметом обсуждения очередной военно-промышленной комиссии), "Салют" обратил внимание СМИ на свои достижения. По словам гендиректора "Салюта" Юрия Елисеева в компании уже готовы и испытаны ряд элементов двигателя, в том числе сопло пятого поколения. В мае двигатель "Салюта" показал тягу 15,3 тонны. Двигатель 117 рассчитан только на 14,5 тонн. Как и прежде, "Салют" стремиться отвлечь внимание обозревателей от статуса “головного разработчика”, которым обладает его конкурент, и сосредоточиться на стадии готового демонстратора, где “чей двигатель окажется лучше, тот и должен стоять на самолете”. Недавнее заявление нового главкома ВВС Александра Зелина о том, что изготовление, разработка и производство двигателей будет определяться на тендерной основе, говорит о правильности такого подхода, хотя некоторые СМИ поспешили связать нового главкома и "Сатурн" лоббистскими узами. Сохраняя объективность, следует отметить, что гендиректор "Сатурна" Юрий Ласточкин в свое время говорил, что двигатель 117 - это первый этап, и у "Сатурна" есть новая разработка с принципиальным увеличением тяги и ресурса, не имеющая ничего общего с АЛ-31. Однако с точки зрения прозрачности и достоверности информация от "Салюта" выглядит более привлекательной.

Уже 22 мая Военно-промышленная комиссия при правительстве рассмотрела вопросы создания самолета пятого поколения. Выездное совещание состоялось в штаб-квартире ОАО "АХК "Сухой" в Москве. Новый главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, принявший активное участие в заседании комиссии, сказал, что “есть определенные проблемы, есть вопросы, но мы работаем в этом направлении, сроки определены, никто их не менял”. По его словам сейчас проект находится на этапе создания рабоче-конструкторской документации. Касательно ситуации с двигателем Зелин подчеркнул: "Вопрос силовой установки нового авиационного комплекса оговорен по всем позициям, есть проблемы, но для этого существует комплексная целевая программа по созданию этого самолета, в рамках которой проблемы и будут решаться. Все вопросы проговорены, прозрачны и будут решаться". Заседание комиссии прошло под председательством Сергея Иванова, который продемонстрировал превосходное знание темы и обратил внимание еще на один чрезвычайно важный проект отечественного ВПК – систему глобального позиционирования Глонасс. (“Сухой” начинает выпускать гражданские лайнеры, которые в обязательном порядке будут оснащены этой системой).

Иванов заявил, что создание боевого самолета пятого поколения существенно повысит боевую мощь российских ВВС и будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного оборонно-промышленного комплекса на мировых рынках. "Реализация этого проекта имеет большое государственное значение и является ведущим приоритетом в государственной программе вооружения. Перспективный авиационный комплекс должен стать базовым фронтовым самолетом для наших ВВС в ХХI веке", - сказал он. Слова Иванова о том, что ПАК ФА призван обеспечить “полное господство в воздухе” вселяет дополнительную уверенность, что в 5 поколении российские боевые самолеты снова будут лучшими в мире. Несколько лет назад, когда сам проект вызывал много вопросов конструкторы самолета пообещали, что ПАК ФА может быть не первым (по срокам), но обязательно лучшим. Тем временем Военно-промышленная комиссия окончательно определила, что боевой самолет пятого поколения будут серийно строить в Комсомольске-на-Амуре, естественно в кооперации с другими предприятиями.

В начале этого года глава Объединенной авиастроительной компании (ОАК) Алексей Федоров говорил, что ПАК ФА поднимется в 2009 году. Тогда он сказал, что точную дату взлета назвать не берется, но уверен, что самолет поднимется в воздух в 2009 году. Точнее будет известно позднее, когда пройдет основное освоение производства, особенно производства, связанного с новыми композитными материалами. Почти день в день бывший главком ВВС Владимир Михайлов обещал, что ПАК ФА будет в воздухе уже в 2008. Можно, допустить, что Федоров просто осторожничает, и самолет действительно будет способен взлететь в 2008. По крайней мере, бравый главком Михайлов хоть и грешил напористостью, но слово всегда держал. На днях Алексей Федоров оценил ход масштабных работ по ПАК ФА всего лишь как удовлетворительный, но кто бы взял на себя смелость сейчас ставить оценки “отлично”?

На заседании Военно-промышленной комиссии первый вице-премьер тоже пообещал, что ПАК ФА поднимется в воздух уже в конце следующего года. Это было сказано в присутствии главы Авиационной холдинговой компании “Сухой” Михаила Погосяна, который объявил о том, что сразу же после этого начнутся летные испытания. Сейчас завершается передача документации планера нового самолета на КнААПО, где уже начата подготовка опытного производства, и в НАПО (Новосибирск). Скорее всего, речь идет о планере. Его изготовление пройдет быстрее и проще. В настоящий момент сложности есть с бортовым радиоэлектронным оборудованием, хотя вся авионика будет российской однозначно. В “Рособоронэкспорте” уже сегодня говорят о хорошем торговом потенциале самолета пятого поколения.

Сопоставляя данные различных источников, можно предположить, что по оптимистическому сценарию серийное производство ПАК ФА (также известен как Т-50, И-21, изделие 701) может начаться в 2010-2012 годах, в худшем случае - ближе к 2015 году. По некоторым оценкам, российским ВВС понадобится минимум 200-250 машин.

Другие новости ВПК: Минобороны к лишениям готово.

Вернуться к разделу «Новости военно-промышленного комплекса»

Обновлено (06.05.2014 03:44)

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи