FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

Зачем Россия укрупняет военный авиапром?

Устранить нездоровую конкуренцию, наладив целевое финансирование ключевых проектов – правительство России намерено обеспечить качественный прорыв в области военной авиации. Создание техники пятого поколения невозможно в условиях повальной конверсии и пренебрежения интересами «оборонки». Авиапредприятия будут сливаться в холдинги.

Помимо холдинга авиадвигателестроения на базе ФГУП «Салют» будет создано еще три интегрированных структуры. По словам первого зампреда военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Владислава Путилина, один холдинг будет создан на базе ОАО «Климов», РСК «МиГ», и московского завода имени Чернышова, второй - на основе самарского центра авиастроения (предприятие «Самарский научно-технический комплекс им. Академика Кузнецова, «Металлист-Самара» и «Моторостроитель»), третий - на базе предприятий НПО «Сатурн» в Рыбинске, пермских и уфимских «моторостроителей».

Интеграция началась в соответствии с указом президента России Владимира Путина, подписанным на совещании по вопросам развития авиационного двигателестроения в субботу в Санкт-Петербурге. По словам президента, цель состоит в создании авиадвигателей нового поколения.

По информации зампреда ВПК, передача госпакета акций этих предприятий «Оборонпрому» «обеспечит контрольный пакет акций государства предприятиям, в которых пока нет контроля государства», «позволит приступить к финансовому оздоровлению этих предприятий и создаст условия, чтобы научно-технический потенциал предприятий был поднят на должный уровень». Согласно комментарию первого вице-премьера Сергея Иванова, хотя Россия таким образом «вступает на путь создания крупных интегрированных структур», «мы не отказываемся от идеи частно-государственного партнерства». Президент же отметил, что первые шаги системной интеграции, уже позволили «объединить возможности, увеличить объемы выпуска, повысить финансовую устойчивость и управляемость всей отрасли».

Сегодня интеграция более чем необходима авиастроителям: по информации президента, в России фактически отсутствует серийное производство современных авиадвигателей, «рентабельность отрасли сократилась в последние годы с 27% до 7%, а прибыль снизилась почти вдвое... В России около 40 предприятий двигателестроения, среди них семь - предприятия так называемые «финалисты», но производимые этими компаниями двигатели «уступают сегодня мировым образцам почти по всем параметрам, во всяком случае, сегодня - по ресурсу, по расходу топлива, по уровню шумности и экологичности».

Но у России все равно остается необходимость поднять свое производство авиадвигателей на уровень, опережающий мировой. Если производство по лицензии двигателей для гражданских воздушных судов представляется возможным, то вопрос о разработке и производстве военного двигателя «пятого поколения», очевидно, не может быть передан в руки иностранных производителей. Ведь никто не будет передавать России ни передовые технологии, ни суперсовременные военные двигатели, которые являются одним из факторов обеспечения стратегического военного преимущества в воздухе.

Вновь создаваемые авиахолдинги как раз и должны принять участие в конкурсе на право создания двигателя 5-го поколения, который, в свою очередь, должен составить часть проекта перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, истребителя 5-го поколения), о котором говорят уже несколько лет.

Этот проект имеет особую важность для России не только в оборонном, но им  в экономическом аспекте – по оценкам аналитиков, в последние годы боевые самолеты составляли примерно 50% российского оружейного экспорта - около $15 млрд. Однако, без новых разработок вроде ПАК ФА Россия может потерять этот рынок примерно через 10 лет, когда на него выйдет американская машина пятого поколения - F-35, разработку которой ведет корпорация Lockheed Martin. Новые разработки нужны и для рынка гражданской авиации, где серьезными конкурентами отечественным самолетам выступает продукция Airbus или Boeing.

Между тем, ранее, до объединения в холдинги, бесконтрольная многолетняя конкуренция между основными претендентами на разработку двигателя для ПАК ФА (генеральный разработчик проекта самолета – АКХ «Сухой»): НПО «Сатурн» (двигатель АЛ-31Ф-М3) и ФГУП «Салют» (двигатель проекта 117), привела к тому, что работа вообще встала. Из-за этого на майском заседании ВПК первый вице-премьер Сергей Иванов был вынужден просто потребовать ускоритьзаключение контракта на разработку авиадвигателя для ПАК ФА, поскольку «его отсутствие тормозит весь проект».

Специалисты отмечают и другие проблемы, связанные, в первую очередь, с отсутствием централизованного и четкого управления в отрасли. По мнению президента Ассоциации ремонтных заводов гражданской авиации РФ Вячеслава Тимошкина, отставание, которое заметно усилил «перестроечный прорыв», не в последнюю очередь обусловлено «полным разрывом между эксплуатантами, производителями и разработчиками» авиадвигателей. Причем, при отсутствии новых разработок производителям даже выгодно не улучшать конструкцию – чтобы иметь предмет деятельности и работу. В этих условиях многие конструкторы сомневаются в появлении принципиально нового авиадвигателя ранее чем в 2015 году.

«Существующая ранее структура позволяла создавать технику высокого уровня… Сейчас идет нездоровая конкурентная борьба между фирмами за место под солнцем. Фирмы борются не за качество продукции, а за то, чтобы, как говорится, представить товар лицом…», - говорит авиационный инженер Сергей Васильев в интервью «НГ». По его мнению, необходимо финансирование перспективных научных разработок и направлений в российском авиадивгателестроении, так как производство по иностранной лицензии лишь фиксирует технологическое отставание. Кроме того, есть случаи, когда иностранцы, приватизировав важные наукоемкие предприятия в РФ (например, производящие углеродные композиты – материал для жаростойких элементов двигателей), затем «успешно свели производство к нулю». Специалисты также упоминают и проблемы заглохшего за последние 20 лет финансирования НТП, оголения кадрового состава отрасли, катастрофического износа основных фондов и отсутствия их модернизации.

В такой ситуации сами производственники говорят о необходимости создания холдингов. «Однозначно надо объединяться, потому что у нас сегодня достойные конкуренты. «Дженерал электрик», «Пратт энд Уитни», «Роллс-Ройс», «Снекма» - это мощные холдинги, и наша разобщенность только на руку конкурентам», - заявил в субботу журналистам генеральный конструктор ОАО «Климов» Алексей Григорьев.

Новая реструктуризация отрасли, предполагающая финансирование проекта двигателя 5-го поколения на конкурсной основе (проект оценивается в $2-3 млрд.), призвана ускорить разработку нового проекта до 2-3 лет.

Стоит отметить, что вопросы усиления госконтроля и госфинансирования предприятий оборонки актуальны не только для авиастроения, но и для таких сфер, как российское танкостроение, строительство подводных лодок и АПЛ, интенсификация производства баллистических ракет и многие другие направления оборонки, где в результате «конверсии» 1990-х, перехода многих оборонных предприятий в частную собственность, прекращения их финансирования на волне «перестройки», разрушения прежней четкой советской системы планирования и управления оборонной промышленностью, проявились как организационные, так и технологические провалы, которые еще и сейчас препятствуют повышению качества, и количества российских вооружений, а, следовательно, снижают обороноспособность страны.

Эти недостатки необходимо срочно преодолевать – особенно, в условиях охлаждения отношений с агрессивными как прежде США (продвигающими планы размещения ПРО в Восточной Европе, разработавшими концепцию неядерного «быстрого глобального удара», намеревающимися пересмотреть в 2009 году СНВ-1). В условиях, когда НАТО приближается к границам РФ, и даже Украина уже грозит в ответ на приостановку участия России в ДОВСЕ предпринять «многосторонние действия с учетом наших партнеров - Европы, США, Канады» и т.п.

В этих условиях все отголоски либеральных лозунгов о «разоружении» и производстве «сковородок вместо ракет», должны уступить место доводам здравого смысла, говорящим о том, что традиционная и необходимая для России оборонная промышленность, которая к тому же всегда инициировала в нашей стране НТП, способствовала увеличению экспорта, и занятости населения, должна быть в кратчайшие сроки восстановлена и модернизирована.

Другие новости авиационной промышленности: Гастарбайтеров зовут за штурвалы самолетов.

Вернуться к разделу «Новости авиации»

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи