FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

Лизинг на ваттах и баррелях

На рынке лизинга оборудования для топливных и энергетических компаний есть место и для независимых лизингодателей, и для дочерних фирм, принадлежащих крупным инвесторам отрасли. Несмотря на ряд сложностей, у лизинговых компаний в топливно-энергетическом комплексе неплохие перспективы для развития, если, конечно, не будет резкого падения цен на энергоресурсы.

Лизинг в российском топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) используется очень давно. Но возможности фин. аренды в даной отрасли еще не исчерпаны. Например, в США и Европе лизинговую схему используют около 40% инвесторов, в России — всего около 10%. И сложность тут не в том, что отечественный ТЭК медленно развивается и не приобретает нового оборудования, а в особенности работы топливных и энергетических компаний.

«Лизинг — это рыночный инструмент инвестирования в реальный сектор экономики, и он, естественно, сталкивается со сложностями в ТЭК, где правят естественные монополии и бюджетное финансирование», — объясняет руководитель управления стратегического развития лизинговой компании «Центр-Капитал» Валерий Ярован.

Однако позитивные сдвиги для лизинга в сфере ТЭК уже появились. Гос-во ставит перед топливными и энергетическими компаниями задачу по привлечению рыночных инвестиций. Поэтому перед предприятиями уже не стоит цель «загрузить» собственную лизинговую компанию и получить налоговую экономию на лизинговой схеме. Ранее фирмы хотели взять деньги под собственные гарантии, поэтому механизм лизинга использовался отдельно от поиска финансирования. То есть сначала организации получали деньги с помощью кредитов и других каких-то внутренних схем, а потом лизинг просто использовался с целью налоговой экономии. Теперь предприятия ТЭК используют лизинг как способ привлечения финансирования на более интересных условиях.

«Дочерние предприятия» отделяются. Тендерные процедуры по выбору лизингодателя становятся все более популярными, более того — холдинги стали избавляться от «карманных» лизинговых компаний. Данная практика началась от ЮКОСа, который первым начал продавать непрофильные активы, исходя из принципа, что нефтяная компания должна заниматься лишь добычей, переработкой и реализацией, а остальной бизнес нужно вывести за пределы корпоративной структуры. По той же причине позднее компания ЛУКОЙЛ продала свое буровое отделение, банк «Петрокоммерц» и компанию «ЛК-Лизинг».

На фоне данных событий активизировались независимые лизингодатели, которые были не прочь начать сотрудничать с «богатыми» предприятиями ТЭК. Ведь в данной сфере вращаются очень большие финансы, а значит, лизинговые компании могут рассчитывать на крупные и выгодные контракты.

Однако далеко не всем лизингодателям по зубам подобные сделки. У предприятия ТЭК специфичные запросы, и удовлетворить их в состоянии лишь те партнеры, у которых уже есть опыт работы в данной области, а также достаточно отлаженные бизнес-процессы и финансовые возможности для выхода на рынок ТЭК. Именно поэтому до сих пор в сфере лизинга оборудования для ТЭК значительную часть занимают фирмы, созданные при крупных холдингах этой отрасли — ведь они изначально были «заточены» на предоставление услуг именно топливно-энергетическим компаниям. Однако «профильное» происхождение одновременно и мешает развиваться лизинговым «дочкам» предприятий ТЭК. Во время становления лизинговой отрасли крупные структуры часто относились к фин. аренде как к предоставленному государством инструменту оптимизации налогообложения при приобретении основных средств, поэтому головные организации не рассматривали дочерние лизинговые компании как источник финансирования из-за их относительно скромных возможностей.

Теперь вчерашние «карманные» лизинговые компании значительно выросли и постепенно начинают отделяться от материнских структур. Одновременно крупные универсальные лизинговые операторы смогли вклиниться в стройные ряды аффилированных лизингодателей. Универсальные операторы обладают значительными собственными ресурсами, опытом и возможностями по организации финансирования, чтобы достойно обслуживать крупные контракты топливных и энергетических компаний.

Впрочем, хотя многие компании, работающие в сфере ТЭК, уходят от использования «карманных» лизинговых фирм, но связи с аффилированными лизингодателями тоже до конца не обрывают. «Основная масса закупок по лизингу осуществляется через конкурсы, и данная процедура достаточно открыта, — считает ген. директор лизинговой компании «Стоун-ХХI» Вячеслав Кудрин. — Но шансов на победу в данных тендерах больше, естественно, у лизинговых компаний, принадлежащих каким-либо крупным финансово-промышленным группам, имеющих возможность предложить более низкую стоимость ресурсов и услуг, специализирующихся на лизинге подобного оборудования. Таких лизингодателей немного, но они активно развивают данный сегмент».

В энергетике даже существует аналог лизинговой биржи — это электронные торговые площадки, а также собственные сайты энергетических компаний, на которых вывешиваются конкурсные закупки. Более того, по словам Вячеслава Кудрина, через такие площадки осуществляется до 70% договоров в крупной и средней энергетике. «Однако, к сожалению, по условиям, выдвигаемым компаниям при закупке оборудования или техники по лизингу, зачастую можно сделать вывод, что победитель конкурса определен заранее», — сетует Кудрин.

Крупные холдинги не желают отказываться от прямого сотрудничества с собственными дочерними лизингодателями еще и потому, что в случае, если возникнут временные трудности и компания будет не в состоянии погасить очередной платеж по лизинговому контракту, то аффилированная фирма может и подождать. А вот с независимым лизингодателем договориться будет еще сложнее — тут и до судебных разбирательств дойти можно.

Так же собственная лизинговая компания позволяет упорядочить и облегчить контроль за основными средствами холдинга. Если у него много дочерних текстур и каждая имеет основные средства, полученные в лизинг, то уследить за всеми этими активами будет крайне сложно. Тогда как если все эти средства переданы в финансовую аренду через собственного лизингодателя и собраны на его балансе, то контроль за объектами упрощается, впрочем, как и мониторинг платежной дисциплины (погашение лизинговых обязательств) всех дочерних структур.

Тяжелая работа. Несмотря на то что ТЭК — это «интересное место» для лизингодателей, работать в данной сфере весьма не просто. «Сложность реализации лизинговых договоров в энергетической отрасли зависит в первую очередь от объема проекта и его стоимости, — рассказывает Вячеслав Кудрин. — Привлечение целевого финансирования в проект требует длительной подготовки и структурирования проекта с точки зрения рисков сторон-участников». Основной сложностью является большее число участников сделки. В нее, кроме лизингополучателя и лизинговой компании, вовлекаются еще и банк-кредитор, страховые компании, монтажные организации, производитель и поставщик оборудования. Из-за данного документооборот в рамках проекта получается очень сложным и запутанным.

Дополнительные сложности возникают у лизингодателей, когда объектами сделок становятся сложные технологические комплексы. Такие объекты часто не проходят по общему классификатору основных средств как обычное оборудование. Законодательство не позволяет определить, к какому виду имущества — движимому или недвижимому — относятся подобные комплексы. По закону недвижимым имуществом признаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба невозможно — в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, леса, многолетние насаждения. Однако на практике определить меру ущерба от перемещения, а поэтому и вид имущества, очень сложно. Ведь четких критериев закон не устанавливает, применяются лишь оценочные методы. Особого органа, который мог бы выдавать неоспоримые для налоговиков и других государственных служб заключения, тоже нет.

Однако лизинг не терпит неопределенности. Дело в том, что лизинговые договора с недвижимостью длительностью более года подлежат обязательной регистрации. Если объект лизинговой сделки признают недвижимым имуществом, а контракт не был зарегистрирован, его объявляют недействительным. А это сложность не только для лизинговой компании, но и для ее клиента. Ведь он, воспользовавшись лизингом, уже сэкономил значительные суммы на налогах. Эти финансы придется вернуть вместе со штрафами и пенями, которые не преминут наложить налоговики.

Конечно, лизингодатели нашли выход из положения. 

И все-таки он развивается. Вопреки всем трудностям, эксперты обещают лизингу в ТЭК большое будущее, упирая на то, что сейчас топливные и энергетические компании стабильно развивают свой бизнес.

Однако взрывного роста лизинга оборудования для ТЭК тоже не будет. По оценкам экспертов, данный рынок сейчас приходит к стабилизации и недалек от западного уровня развития подобного бизнеса. Тем не менее есть и негативная перспектива. Благополучие лизингодателей, работающих для ТЭК, в отличие от других сегментов рынка финансовой аренды, напрямую зависит от цен на энергоресурсы. Если же начнется стремительное падение цен, то рынок может значительно сократить обороты. Ведь заказов от клиентов станет намного меньше.

Другие новости лизинга: Продать, чтобы выжить.

Вернуться к разделу «Лизинг. Финансовая аренда. Новости Лизинга»

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи