За тобой должок
Кризис ударил по лизинговому бизнесу значительно сильнее, чем по другим сегментам фин. рынка. Объем новых договоров в 2010 году упал, а невозвратов по старым обязательствам стало больше. В таких условиях основные усилия лизинговых компаний должны быть сосредоточены на работе с должниками. Как же управлять дебиторской задолженностью, что делать с изъятым имуществом, когда ждать оживления рынка - эти вопросы руководители региональных и филиалов федеральных лизинговых компаний, представители юридических компаний и коллекторских агентств обсудили на круглом столе «Влияние кризиса на среднесрочную стратегию и перспективы лизинговых компаний», организованном журналом и аналитическим центром «Эксперт-Урал».
Никакой разницы. Дебиторская задолженность в работе лизинговых компаний была всегда. «Инвестиционная деятельность - это риск. Рассчитывать на то, что мы будем только вкладываться и получать маржу, неправильно.
На откуп. Работать с должниками можно лично или через коллекторские агентства. Большинство лизинговых компаний предпочитают первый вариант: их преимущество - знание специфики бизнеса. По мнению Романа Речкина, самостоятельно лизинговые компании могут обрабатывать определенное число должников: пока их немного, система работает. Но если число должников сильно возрастет, эффективность не обеспечить: не хватит внутренних ресурсов. Тогда лизинговые компании неизбежно придут к выбору: создать специализированное подразделение, аналог коллекторского отдела банков, либо отдать работу с должниками на аутсорсинг коллекторским агентствам.
Возможно, ждать вала обращений к коллекторам все же не нужно. Как показала практика, лизинговые компании предпочитают справляться с должниками сами. По их мнению, услуги коллекторов дороги и неэффективны. Главный минус - коллекторы не занимаются поиском предметов лизинга, а они могут быть разбросаны по всей России.
Лизинг на лизинг. Всех должников можно поделить на два типа: тех, кто платить не хочет, и тех, кто не может. В первом случае помочь может жесткая позиция по отношению к должнику. По выражению одного из участников разговора, таким клиентам надо показать: «нам чужого не надо, но и свое мы не отдадим». Зачастую, как только дело доходит до изъятия предмета лизинга, деньги на платежи находятся. «Не надо звонить клиенту, нужно идти к нему: личные встречи позволяют выяснить объективную ситуацию и найти быстый выход. Конечно, есть хорошие отношения лизингодателей с клиентами, и их не хочется портить. Но при данной позиции можно долго вести переговоры. Необходимо подходить жестко», - уверен директор филиала Главлизинг в Екатеринбурге Денис Кушнов.
Изъятие предмета лизинга - радикальный способ решения проблемы. По оценкам участников рынка, в начале года звонков от желающих приобрести изъятое имущество было больше, чем лизинговых договоров.
Другие новости лизинга: Выводок активов.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.