ВТО угрожает продуктовой кабалой
Лишение дотаций сельхозпроизводителей грозит гибелью российскому АПК. Приняв условия ВТО, страна рискует стать рынком сбыта, а не поставщиком сельхозпродукции, пугают эксперты и чиновники.
Заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренкосообщил, что наша позиция неизменна: «Россия по-прежнему настаивает на том, что после вступления в ВТО сельское хозяйство нуждается в субсидиях не меньше чем на $9,2 млрд. По сравнению с Европейским союзом, который ежегодно тратит на поддержку своих фермеров не меньше 19 млрд евро, это просто крохи», – сообщил чиновник журналистам.
Однако Кушниренко признался, что переговоры идут непросто. Перспектива работать на российском рынке безо всяких ограничений и конкурентов греет душу иностранным поставщикам.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Гордеев поехал отстаивать интересы страны в этом вопросе в Женеву на двусторонних переговорах. Сегодня станет известно, дадут ли нам добро на субсидирование сельского хозяйства в рамках ВТО.
Однако еще один наш собеседник не уверен, что Россия добьется своего. Андрей Верхоланцев из ИК «Антанта Капитал» говорит, что «к разным странам со стороны ВТО действует система разных стандартов. Здесь оказывает влияние сплетение разных факторов, как политических, так и экономических. Поэтому факт того, что в Европе действует поддержка сельхозпроизводителей, конечно, аргумент, но я не берусь предсказать, насколько успешно он будет использован», – делится эксперт.
Справка: Правила международной сельскохозяйственной торговли зафиксированы в Соглашении по сельскому хозяйству. Это Соглашение было подписано в декабре 1993 года как неотъемлемая часть Заключительного акта по результатам уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Государства – члены ВТО приступили к выполнению обязательств, взятых на себя в соответствии с Соглашением, с 1 января 1995 года.
Соглашение определяет следующие основные направления либерализации аграрных рынков:
- обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;
- снижение уровня государственной поддержки, которая искажает условия рыночной конкуренции;
- постепенное снижение и полная отмена субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции;
- регулирование санитарных, фитосанитарных, ветеринарных условий торговли.
Если члены ВТО не позволят вкладывать миллиарды в отрасль, с открытием рынков импортной продукции возрастает угроза потери собственного производителя, уверена директор департамента Маркетинга НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Елизавета Толстая. И это, несмотря на то, что российская сельхозпродукция получит возможность конкурировать с европейскими аналогами.
России особо нечем похвалиться, сетует гендиректор ООО «Цыпочка» (Самара) Борис Волков: «Политика нашего государства такова, что оно делает все, чтобы производители продовольствия гибли». По его словам, от национальной программы развития сельского хозяйства нет толка.
Повышение цен, что в мировом уровне, что у нас – это путь в никуда. Как только мы повышаем цены, сразу падает объем продаж, добавляет он. Раз нет продаж – производитель становится банкротом.
Особенно тяжело придется животноводам и птицеводам, считает аналитик ИГ «Атон» Анна Кочкина. «Комфортнее всего себя будет вести зерно, особенно пшеница. Сегодня хлеб дорожает во всем мире. Российское животноводство вряд ли будет хорошо развиваться. К сожалению, мы очень много импортируем мяса. Местному производителю трудно справиться и сейчас с импортерами. Несмотря на то, что ввозные пошлины выше тех, что диктует ВТО, нам трудно конкурировать в своей стране с иностранцами», – делится специалист с нашими читателями.
Какой может быть разговор в таких условиях о мировой конкуренции, когда Россия сама себя прокормить не в силах недорогой и качественной продукцией, поддерживает аналитика представитель самарской птицефабрики. «Усугубляется обстановка тем, что наши куры едят сегодня продовольственную пшеницу! Это дорого, но ничего не поделаешь, ячменя не было в прошлом году. Высококачественную пшеницу скармливают и свиньям!» – негодует птицевод.
За первый квартал производство свинины выросло на 20%, констатируют чиновники. По словам Б.Волкова, «это все оттого, что кормить свиней нечем, вот их и режут. Все потому, что министру взбрело в голову объявить в 2006 году год свиньи. Сейчас свиньи прожирают все продовольственное зерно. Оттого что и наших кур больше нечем кормить, кроме как пшеницей, мы продаем яйца, а не выращиваем цыплят».
Дотации, лизинг, кредиты ничего не дают сельскому хозяйству. Вряд ли даже одобренное ВТО субсидирование выручит отрасль. «Банки не дают кредиты без залога. Даже если государство дотирует эти кредиты, это не значит, что мы их получим. У нас старые птицефабрики, которые построены с полным нарушением всех технологий, поэтому о снижении себестоимости мы не можем вести речи. Себестоимость килограмма «ножек Буша» – 35 рублей. Наши куры едва вписываются в рамки 75 рублей за килограмм», – констатирует Б.Волков.
Собеседница FineFinance.ru Елизавета Толстая считает, что в тех областях России, где работа агрохозяйств неэффективна, можно наладить импорт продовольствия, тем более что российская сельхозпродукция далека от общепринятых европейских стандартов. В частности, будет затронута проблема нерентабельного сектора сельского хозяйства – колхозов и совхозов.
В итоге, мы «подсядем на инвестиционную заморскую иглу». Однако, это в лучшем случае, если иностранные инвесторы сочтут необходимым вкладывать деньги в российскую сельхозотрасль.
Впрочем, вступление в ВТО вовсе необязательно для нашей страны, считает директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. К этому событию необходимо тщательно подготовиться, говорит он. Однако переговоры с членами организации ведутся более десятка лет, а воз и ныне там.
Повышенный мировой спрос на продукты питания привел к беспрецедентному интересу к российскому сельскому хозяйству. В условиях повышенного спроса на зерновые крупные агрохозяйства инвестируют средства в выращивание пшеницы, стимулируя развитие сельскохозяйственного бизнеса.
Однако, несмотря на серьезные вложения, аграрный сектор российской экономики имеет ряд существенных проблем –крайне низкая производительность труда, неразвитая инфраструктура, проблемы Земельного кодекса, добавляет Е.Толстая.
Низкие таможенные пошлины, открытость рынков, где мы не конкурентоспособны, ограничение возможностей поддержки, изменение стандартов по тем продуктам, где мы не можем удовлетворять требованиям Всемирной торговой организации, сыграют злую шутку с агропромом. Мировой рынок в конечном итоге станет поставщиком для нас, а не потребителем российских товаров.
С такими предпосылками и речи быть не может о продовольственной безопасности страны. Все, что мы получим – это зависимость от мировых цен и отсутствие иностранных инвестиций.
Хотя в Минэкономразвития России настроены куда оптимистичнее. Вступление России в ВТО может обернуться и позитивно. «Все товары станут дешевле. Упростятся таможенные и сертификационные процедуры. Нужно сказать, что пока мы не видим негатива в социальных последствиях; как я уже говорил, негативы возможны для отдельных предприятий. Вообще, с приходом иностранцев можно будет говорить об увеличении занятости населения, появлению новых и более качественных услуг», – уверен источник в ведомстве.
Впрочем, последствия и их масштабы станут известны, когда будут сформулированы окончательные условия. «Как только переговоры формально завершатся, и у нас на столе окажется перечень требований, согласованных в рабочем порядке, мы проведем повторное исследование с привлечением ученых, бизнесменов и других специалистов. Если этот расчет покажет, что баланс плюсов и минусов устраивает Россию, мы пойдем на формализацию этих соглашений», – заключают в Министерстве экономики.
Другие новости аграрного рынка: Российское зерно ищет пути на рынки.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.