ЦРП Evolution: Зачем руководителю слушать своих подчиненных. И почему он не всегда их слышит
Сайт компании:
Разве не очевидно, что в процессе беседы люди всегда слушают друг друга? На самом деле редкие руководители умеют «правильно» слушать своих подчиненных.
В процессе наблюдения за многими руководителями мы пришли к выводу, что на эффективность восприятия руководителем информации очень часто влияет:
- его внутренние установки по отношению к говорящему,
- внутреннее несогласие (как правило, оно уже сформировалось до начала разговора)
- и давно принятое решение по поводу обсуждаемого вопроса.
Однако 90 % успеха руководителя, если он ориентирован на развитие своих сотрудников и общую эффективность, состоит именно их слушания.
Восточная мудрость гласит: «Бог дал нам два уха и только один рот. Возможно, он хотел, чтобы мы больше слушали, чем говорили. Или знал, что слушать труднее, чем говорить».
Умение слушать требует опыта и самоконтроля. Оно невозможно без умения концентрироваться и открыто воспринимать критику.
Полезно помнить, что есть различные виды слушания:
- «периферическое» слушание выполняется на бессознательном уровне и может происходить в формальных и неформальных ситуациях. Например, вы можете разговаривать с подчиненным в цехе, и улавливать при этом обрывки разговора других сотрудников, находящихся рядом с вами.
- «очевидное» слушание – это то, чем мы занимаемся большую часть времени. Мы выглядим так, как если бы мы слушали, но на самом деле мы не очень сконцентрированы в этот момент. Нас занимают собственные мысли, или мы обдумаем, как бы сейчас ответить собеседнику.
- «активное», или рефлексивное, слушание предполагает настающую концентрацию на передаваемом сообщении в попытке понять не только смысл сказанного, но и то, как и почему это было сказано именно сейчас.
По оценкам специалистов, большинство людей произносят около 125 слов в минут, однако продумывать их могут примерно в четыре раза быстрее. Это означает, что как слушатель мы обладаем свободой размышлять, которая если мы не дисциплинируем себя, приводит к блужданию мысли и недостатку концентрации.
«Эффективный слушатель» может использовать свою скорость мышления на благо, научившись употреблять это время на обобщение в уме того, что сказал говорящий, чтобы убедиться, что правильно понял собеседника.
Конечно, очень велико искушение слушать вполуха. Задав вопрос и предвидя по определенным признакам, что ответ будет именно таким, как вы ожидаете, вы склонны выключаться из разговора раньше, чем собеседник закончит свою фразу. Именно поэтому мы и перебиваем друг друга.
Только при помощи активного слушания мы получаем возможность определить и оценить невысказанное. А для этого мы должны быть достаточно мотивированными и заинтересованными.
Памятка эффективного слушателя
Для эффективной коммуникации особенно важно понимание невербальных сигналов. И необходимо учиться их различать, чтобы получать полную картину происходящего. Основные невербальные сигналы, на которые необходимо обязательно обращать внимание, укладываются в плоскости:
- Поза (открытая и закрытая)
- Взгляд (блуждающий, «в упор», собеседник отводит глаза, «глаза в пол» и т.д.)
- Ориентация тела в пространстве
- Дистанция.
Практически в каждой коммуникации существуют культурные различия у собеседников. Учитывать их бывает необходимо для выстраивания диалога.
Помните, что Ваши эмоции ОЧЕНЬ влияют на посылаемые вами сигналы и произнесенные слова.
Т.к. 55% информации собеседник получает из того что видит (жесты, мимику, позы),
38% - из того что слышит (интонация, тембр (особенно крик), артикуляцию («э….», «ну-у..», «ну вот…»), скорость речи (если она вдруг убыстряется, это выдает наше волнение).
И только на 7% мы воспринимаем реальный смысл сказанного.
Делайте записи! В профессиональном общении это помогает избежать в последствии неточностей в понимании.
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.