Тушение пожара бензином, попытки правительства предупредить очередной кризис
Попытки правительства предупредить очередной кризис – сравнимы с тушением пожара бензином. По последним данным, рост цен на рынке топлива составляет около 20% годовых, что вдвое выше запланированной властями инфляции. Все мы помним то время, когда в регионах не было топлива. Таким образом, участники рынка опасаются вновь наступающего кризиса, в связи с вступлением в силу новых стандартов качества. Однако кроме смягчения технологических правил, главной целью которых является расширение предложения, мощным рычагом влияния правительства в борьбе с ростом цен стало прямое вмешательство властей в процессы ценообразования.
Напомним, весной ФАС потребовала от нефтяников не злоупотреблять своим монопольным положением. Однако на прошлой неделе в Краснодарском крае, федеральным арбитражным судом иск региональных антимонопольных ведомств к «Роснефти» и ЛУКОЙЛу о ценовом сговоре удовлетворен не был. Стоит отметить, что несколько нефтяных компаний-гигантов косвенно или прямо контролируются правительством. А это значит, что власти могут контролировать их, чтобы держать цены на определенном уровне.
Надо сказать, что административные механизмы, которые противоречат рыночной логике, обычно дают отрицательный экономический результат и в будущем. Каким образом нефтяным компаниям удерживать низкие цены на бензин, часто работая в минус, если в это же время им предстоят серьезные денежные вложения в модернизацию НПЗ? А что если правительство снова «попросит» снизить цены?
Стоит отметить, что подобный административный ресурс рождает благодатную почву для злоупотребления федеральных властей. В настоящий момент компании регионального уровня по договорённости с властями поставляют в регионы недорогой бензин. Таким образом, местные власти изо всех сил пытаются перенаправить его в, так называемые, «карманные» заправочные сети. Они могут держать у себя бензин до тех пор, пока на федеральных заправках не закончится дешевое топливо, а затем продать в несколько раз дороже или перенаправить на экспорт, в частности по серым схемам.
Однако нефтяные компании все же стараются держать при себе значительный запас топлива. Даже государственная «Роснефть» обычно ориентируется на 25-дневный запас топлива в регионах. Таким образом, потребители все же надеются, что это не изменится из-за, формируемых федеральными властями, новых обстоятельств.
Очевидно, что нельзя играть против рынка, а так же против экономической логики. Если начать ограничивать цены на товары - магазины снова опустеют, а цены продолжат расти. Не понятно, почему власти думают, что с бензином дело обстоит иначе?
Другие новости монополий: Глава правительства считает, что нельзя допустить монополизации рынка ТО.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.