FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

Продать, чтобы выжить

Продать, чтобы выжить

Рынок лизинга в России продолжает расти рекордными темпами. Лизинговые компании становятся довольно выгодным объектом покупки, а сама отрасль — интересной стартовой площадкой для выхода иностранных компаний и банков на российский рынок.

Рынок лизинга бьет все рекорды по динамике и потенциалу роста. За девять месяцев нынешнего года объемы нового бизнеса выросли более чем в три раза по сравнению с таким же периодом прошлого года. Однако рост надо поддерживать — финансами, кадрами, технологиями. На повестке дня большинства лизинговых компаний стоит трудность привлечения ресурсов для роста и развития. Даже лизингодатели, аффилированные с банками, в силу тех или иных причин вынуждены использовать сторонние источники финансирования. Но наиболее остро вопрос привлечения ресурсов затрагивает независимых лизингодателей.

В условиях усиливающейся конкуренции эффективно работать под силу далеко не всем компаниям. Российский рынок лизинга переходит на очередной качественно новый уровень, смещаясь от «рынка продавца» в сторону «рынка покупателя». В нынешнем году он вплотную подошел к работе по принципу «не улучшил условия — значит проиграл».

Лизингополучатели постепенно повышают требования к лизинговым договорам. По словам ген. директора лизинговой компании «КамАЗ» Альфии Гарифуллиной, «раньше потребитель всерьез не задумывался о выборе компании; ему прежде всего надо было получить положительный ответ, а выбор ограничивался удорожанием, которое обеспечит та или иная компания». Сегодня же лизингополучатели предъявляют все большие запросы: увеличение сроков лизингового проекта, отсрочка первого платежа, расширение набора дополнительных услуг, уменьшение эффективной ставки и размера аванса (а то и полное его отсутствие). И все это зачастую при отсутствии дополнительного обеспечения и при максимальной гибкости лизингодателя в формировании графика лизинговых платежей и своих денежных потоков.

Лизингодателям, которые оказались не готовы к качественным переменам рынка, работать становится не только тяжело, а практически невозможно. Ужесточение конкуренции производит среди лизинговых компаний своего рода «жесткий отбор», который в дальнейшем будет только усиливаться. В этих условиях для небольших независимых рыночных компаний поиск и расширение источников финансирования становится необходимым условием дальнейшего выживания. Спрос на услуги многих лизингодателей зачастую превышает объемы имеющихся у них свободных ресурсов.

Российский фин. сектор сегодня крайне интересен для иностранных игроков. Лизинг же, как один из сегментов данного рынка, интересен своей открытостью, быстрой отдачей и высокими темпами роста. Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных игроков: барьеры входа на рынок практически отсутствуют. «Пожалуй, единственным барьером сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью — это, например, транспортные средства, строительное оборудование в условиях строительного бума», — поясняет Альфия Гарифуллина.

Абсолютно в каждом сегменте рынка в настоящее время сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, дающего мощную финансовую подпитку, будут обречены на постепенную потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в «домашнем» регионе и экспансией в соседние области.

В это же время крупные компании показывают существенный рост, и, имея возможность играть на масштабе и снижать ставки, отвлекают и перетягивают на себя клиентскую базу. Сегодня же потенциальные лизингополучатели запрашивают условия предоставления лизинга у ряда компаний и идут туда, где дешевле и больше набор услуг. Клиентская база многих средних и небольших компании в значительной мере сформирована благодаря личным контактам руководителей и сотрудников. Однако в условиях ужесточающейся конкуренции «дружба» будет отходить на второй план, а на первый выйдет достижение максимальной эффективности использования ресурсов. Как итог — возможный отток клиентов к крупным компаниям.

Конечно же, многие лизинговые компании являются кэптивными и не только решают задачи лизинга, но и занимаются вопросами оптимизации в рамках холдингов. Скорее всего, вряд ли такие компании будут продаваться. Сильных независимых компаний на рынке мало, а именно они являются наиболее перспективными для стратегических инвесторов. В активе таких компаний — серьезный портфель лизинговых сделок, широкая клиентская база, хорошо развитая филиальная сеть и, что немаловажно, высокие амбиции.

Покупка на вырост. Иностранные фин. группы и банки, еще не представленные на российском рынке, могут выйти на него именно путем покупки лизинговой компании. В случае если покупку осуществляет иностранный банк, он получит сразу всю клиентскую базу компании — то есть динамично развивающиеся предприятия, которые нуждаются в обновлении основных фондов и финансировании деятельности. Это совсем не самая плохая категория потенциальных заемщиков и клиентов, причем с уже сформированной, по сути, кредитной историей. Впоследствии они могут стать достаточно крупными, лояльными и выгодными клиентами. В итоге сформируется база для развития в будущем и собственно банковского направления деятельности. Купить же непосредственно российский банк нерезидентам значительно труднее: процедура покупки будет сложнее и дольше, сделка требует разрешения со стороны Банка России.

Сами по себе инвестиции в лизинговый бизнес — быстрорастущий и пока весьма рентабельный — очень интересны для фондов прямых инвестиций и банков, которые ищут недооцененные активы. «Западным банкам очень интересно инвестировать в российские риски и получать значительный кредитный спред через финансирование российских лизинговых компаний, — рассуждает Игорь Белясов, инвестиционный аналитик ФК «Открытие». — Поскольку лизинговый бизнес в России доходный, стабильный и динамичный, российские лизинговые компании вполне смогут привлекать западное финансирование в виде относительно дешевых кредитов или более сложных структурированных продуктов, например CLN.

На сегодняшний день более 75% лизинговых договоров компаний имеют срок более пяти лет. В целом же по рынку договора на срок более четырех лет занимают в портфелях компаний уже около 10%, реализуются сделки длительностью в семь лет и более. Кроме прихода в будущем новых клиентов, использующих лизинг для расширения бизнеса, очевидно, начнется обновление парка оборудования, взятого во время первой волны развития лизинга. При сохранении (и увеличении) инвестиционного спроса, который оценивается на сегодняшний день в 10 трлн. руб., мы будем наблюдать не снижение, а увеличение темпов роста на рынке лизинга, а также удлинение цикла примерно до 8—9 лет.

Другие новости лизинга: Люди не продаются, а арендуются.

Вернуться к разделу «Лизинг. Финансовая аренда. Новости Лизинга»

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи