FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

Рынок лизинга встал на рельсы

Рынок лизинга встал на рельсы

Реформа железнодорожной области, которая проводится ОАО «РЖД» и направленна на рост количества частных компаний-перевозчиков, обусловила в последние несколько лет активное развитие на российском лизинговом рынке сегмента лизинга железнодорожной техники, что стимулирует и моральный износ подвижного состава. По различным экспертным оценкам, объем данного рынка варьируется от 3 млрд. долларов до 4,2 млрд. долларов. Лизинговая схема приобретения железнодорожной техники и подвижного состава - весьма дорогостоящей продукции - позволяет частным компаниям пополнять свои парки, а вагоностроительным предприятиям - расширять рынок сбыта и диверсифицировать поставки. Эксперты прогнозируют дальнейшее развитие лизинга железнодорожного транспорта, причем как грузового, так и пассажирского.

Железнодорожные вагоны, техника - довольно дорогостоящая продукция, которую перевозчики все чаще приобретают по лизинговым схемам. При том это относится не только к небольшим частным перевозчикам, не владеющим достаточными средствами на единовременную покупку, но и к крупнейшему игроку рынка - ОАО «Российские железные дороги». По результатам прошедшего года - начального этапа активного развития лизинга подвижного состава - объем российского рынка лизинга железнодорожного транспорта оценивался в 1,9 млрд. долларов.

По данным исследования агентства Discovery Research Group, около 80% рынка приходится всего лишь на нескольких крупнейших лизингодателей.

По словам руководителя отдела аналитики информационно-консалтинговой компании Infoline Михаила Бурмистрова, особенностью рынка лизинга железнодорожного подвижного состава является сравнительно небольшое количество потенциальных лизингополучателей - владельцев подвижного состава.

Рынок железнодорожного лизинга делится на рынок лизинга пассажирских вагонов и рынок лизинга грузовых вагонов.

Специфика петербургского рынка частных железнодорожных перевозок заключается в том, что львиную его долю составляют грузовые перевозки.

Приобретению подвижного состава по лизинговым схемам способствует и его значительно серьезный износ. По различным оценкам, процент износа подвижного состава сегодня составляет 60-70%, а по отдельным позициям достигает 80%. Около 80-85% объема продаж по лизингу (примерно 2 млрд. рублей) в последнее время приходилось на продажи подвижного состава для нужд ОАО «РЖД», остальные 20% - продажи подвижного состава частным компаниям-операторам.

Стандартные условия лизинга сводятся к 40-50-процентному авансовому платежу и окончательному расчету после передачи продукции заказчику. При этом с монополистом лизингодатели работают по фиксированным ценам, которые утверждаются на ценовой комиссии ОАО «РЖД», с частными компаниями - операторами или лизинговыми компаниями, которые работают с частными компаниями, - по договорным ценам. В этом случае по взаимной договоренности могут быть предусмотрены как стандартные, так и индивидуальные условия.

«Так как компании - победители тендера ОАО «РЖД» на покупку подвижного состава в лизинг определены и занимают лидирующие позиции в рейтингах в данной сфере лизинга, то основную работу с частными операторами ведут либо лизинговые компании с иностранным капиталом, имеющие доступ к дешевым ресурсам, либо лизинговые компании при российских банках, имеющие более гибкий подход к оценке лизингополучателей и обеспечения лизинговой сделки, однако их ресурсы нельзя оценить как дешевые», - говорит господин Мятлик.

По словам ген. директора ООО «Петербургская лизинговая компания» (ПЛК) Дмитрия Горизонтова, количество компаний, предоставляющих в лизинг железнодорожный транспорт, увеличивается, так как данный вид транспорта является «идеальным предметом лизинга»: он высоколиквиден и его стоимость постоянно возрастает. «Есть так же компании, у которых сложился определенный круг клиентов, регулярно приобретающих в лизинг железнодорожный транспорт, и поставщиков, с которыми они постоянно сотрудничают», - говорит господин Горизонтов. Так, например, ПЛК при передаче в лизинг железнодорожного транспорта сотрудничала с Крюковским вагоностроительным заводом (входит в «Трансмашхолдинг»).

Основными приобретателями железнодорожного транспорта являются крупные логистические компании, занимающиеся как универсальными, так и специализированными перевозками. При этом эксперты отмечают дефицит подвижного состава на рынке. Ген. директор транспортно-экспедиторской компании ООО «Модуль» Александр Альтшуллер говорит, что наиболее востребованная для компании железнодорожная техника - фитинговые платформы. Однако сложность приобретения данной техники заключается в том, что российские лизинговые компании предлагают любую технику, но под высокий процент, западные же лизинговые компании предлагают только новые платформы. По мнению товарища Альтшуллера, идеальный вариант в данном случае - платформы, бывшие в употреблении, передаваемые по лизинговым схемам под низкий процент.

Директор по внешним связям ЗАО «Трансмашхолдинг» Анатолий Мещеряков говорит, что компания работает с лизинговыми компаниями, которые поставляют технику операторам, работающим на рынке пассажирских перевозок. «Прежде всего, это электропоезда и пассажирские вагоны локомотивной тяги, - поясняет он. - Никаких особых условий при работе с лизинговыми компаниями холдинг не выдвигает, переговоры и поставка продукции происходят по той же схеме, что и в случае с конечными потребителями».

По данным информационно-консалтинговой компании Infoline, на составы, приобретенные в рамках лизинговых схем, приходится не менее 8,5% от общей величины парка грузового подвижного состава российских компаний, составляющего по состоянию на июнь нынешнего года более 900 тыс. единиц.

Подавляющее большинство договоров заключаются на условиях финансового лизинга, так как операционный лизинг вынуждает операторов в течение не более семи лет погашать стоимость вагонов, срок службы которых превышает 20 лет. При данном оценить структуру парка довольно сложно ввиду чрезвычайно динамичного роста объема закупок грузового подвижного состава российскими транспортными компаниями по лизингу.

«Используя лизинговые схемы (например, через субсидирование ставок), правительство получает возможность стимулировать ускоренное развитие отрасли, не нарушая при этом рыночных механизмов ее работы», - полагает товарищ Мещеряков.

Другие новости лизинга: Обзор рынка лизинга сельскохозяйственной техники и племенного скота.

Вернуться к разделу «Лизинг. Финансовая аренда. Новости Лизинга»

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи