Продается завод «ИжАвто» – цена договорная
Из рук в руки: завод «ИжАвто» снова пытаются продать. Группа «СОК» – одна из крупнейших частных компаний России, которая объединяет несколько десятков промышленных предприятий, занятых в различных отраслях отечественной экономики, изъявила желание отказаться от этого автомобильного производства. Естественно, за деньги. Уже известна и предварительная цена завода – пять миллиардов рублей.
По словам руководителя департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» (АСМ-холдинг) Виктора Пашкова, «СОК» просто устал «тянуть» завод. «Ему сейчас сложно вести это производство. Предприятие требует большого внимания, вложения больших средств в развитие. «СОКу» сейчас это не очень нужно. Этот бизнес ему в тягость», – поделился эксперт своим мнением с FineFinance.ru.
В прошлом году ижевский автозавод выпустил лишь 70 тыс. машин. И это притом, что предприятие может производить до 220 тыс. автомобилей ежегодно, констатирует эксперт. Источник с «ИжАвто», пожелавший остаться неназванным, объяснил, что выживать в условиях современного рынка заводу трудно.
Сегодня некоторые модели завода маловостребованы, говорит сотрудник «ИжАвто». «В последнее время заметно снизился спрос на такие модели, выпускаемые нашим заводом, как «ВАЗ-21041», «KIA-Spectra». Ту же «KIA-Spectra» некоторые дилеры предлагают за 280 тысяч рублей в базовой комплектации, а у нас такая же машина стоит 340-350 тысяч. Хоть цену и несколько собирались снижать, она вряд ли будет так востребована», – делится собеседник с нашим порталом.
Однако, по мнению некоторых источников, причины отказа от акций «ИжАвто» зарыты гораздо глубже ‑ «СОК» не столько тяготит само автопроизводство, сколько пугает перспектива работы с Рособорнэкспортом. «СОК» – это группа частников, которая истекала слюной в отношении того же «АвтоВАЗа» еще со времен березовского «Логоваза». Когда на тольяттинский завод зашел Рособоронэкспорт, он стал их оттуда выживать: первым делом назначил свою службу безопасности. Пытаясь уличить компанию в воровстве, государство показало ей зубы и предложило выкупить акции. Такую перспективу в группе «СОК» сочли более оптимальной», – уверен наш анонимный источник.
Видимо, и в случае с «ИжАвто» на компанию тоже надавили, говорит наш собеседник. Что касается самого завода, то его судьба и впрямь незавидная уже более пары десятков лет. Над приведением в чувства этого предприятия власти Удмуртии бьются с середины девяностых годов. Тогда ижевский автозавод работал с загрузкой всего несколько процентов от проектной мощности. Не дозагружен он и поныне
О продаже завода другому инвестору говорят уже не первый год. Одним из претендентов является нынешний корейский инвестор в лице KIA Motors, однако они не скрывают своего желания получить завод даром.
В очереди на покупку и флагман российского автопрома – «АвтоВАЗ». Однако вот уже пару лет он тянет резину и не спешит с покупкой.
Между тем, автозаводом заинтересовались еще несколько компаний. Недавно в Ижевске побывала делегация китайского автомобильного концерна Chery Automobile Сo. По итогам визита президент компании Chery Automobile Инь Тунъяо выразил заинтересованность в создании на территории Удмуртии и Ижевска полномасштабного производства автомобилей и автокомпонентов, прежде всего, двигателей, коробки передач, приводов и мостов.
По словам анонимного источника в «ИжАвто», на завод положили глаз и украинцы. Корпорация «Богдан» ‑ ведущий украинский производитель автобусов и легковых машин ‑ не прочь разместить свое производство на ижевском заводе.
Все три претендента уже готовы внести немаленький задаток. «Однако, по своей вине, связанной с временными проволочками, компании могут его потерять. Таковы условия предварительного соглашения с «ИжАвто» на случай затягивания сроков. «АвтоВАЗ», например, вообще может тянуть по несколько лет», – намекают на заводе.
При этом наиболее вероятной и сотрудники «ИжАвто», и независимые эксперты считают сделку именно с «АвтоВАЗом». В первую очередь, это выгодно последнему. «Изначально на «АвтоВАЗе» хотели построить дополнительные мощности на 450 тысяч авто в год. Однако это строительство могло встать в копеечку – слишком дорогое удовольствие строить новые мощности с нуля. Вполне возможно, «АвтоВАЗ» решил сэкономить и воспользоваться сборочными цехами «ИжАвто», чтобы у себя осваивать новые изделия французского партнера Renault», – считает Виктор Пашков.
Как бы то ни было, и кто бы ни стал новым владельцем, легкой жизни «ИжАвто» ждать не следует. Если развитие получит партнерство с Chery, китайские Amulet будут конкурентоспособными только в регионах, где и через 2 года будут пользоваться спросом бюджетные модели, отмечают эксперты.
Если же завод купит «АвтоВАЗ», вероятнее всего, на «ИжАвто» отдадут «пожившие» вазовские модели: «четверки», «пятерки», «семерки». На некоторых из них, как выяснилось, особо не разживешься. В лучшем случае, заводу отдадут сборку нового семейства «Лада», что куда перспективнее.
Более четкие контуры перспектив ижевского завода нарисуют сегодня на Втором съезде машиностроителей России. Он пройдет как раз в Ижевске на автозаводе с участием первого вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Другие новости автопромышленности: США избавляются от нефтяной зависимости.
|
Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.