FineFinance.ru - информационный портал
Курсы валют
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара 0.000.00
Курс евро 0.000.00
Курс фунта 0.000.00
Курс бел. рубля 0.000.00
Курс гривны 0.000.00
Курс франка 0.000.00

Программы социально - экономического развития экстремальных регионов

Проблемы регионального дробления, стабильного и слаженного социально-экономического развития страны в общем и отдельных регионов считаются особенно важными на современном шаге развития Российской Федерации как равноправного и устойчивого партнера крупного общества.

Федерализм в РФ во многом уникален. Ему сложно подобрать аналоги в нынешней ситуации и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному приспособлению (что отличало советскую модель), ни к территориальному (присущему почти всем государствам). Поэтому попытки применить навык Соединенных Штатов, Германии и прочих стран расползались с русскими реалиями и противоречили интересам развития державы.

Асимметрия, находящаяся там в конституционных положениях о федеративной организации РФ, отобразила ее трудоемкий состав и прошлое страны. Почти 3 четверти субъектов Федерации не владеют статусом страны в составе РФ, а 32 субъекта образованы по народному голосованию, Парадоксальность федерального приспособления РФ состоит кроме того в том, что отечественные субъекты федерации в ряде всевозможных случаев территориально пересекаются либо один пребывает на земле иного. Например, в Тюменскую область входят 2 автономных округа. Эти округа считаются субъектами России. Одновременно Тюменская область -- также субъект федерации. Такое странное положение сбивает всю иерархию регионального управления.

До не так давно давних пор ценность в развитии регионов отдавался финансовой компонентой. Это подходило общемировым направленностям регионального развития эры индустриализации, в которую региональная политического деятеля страны была нацелена для начала на транспортно-инфраструктурное развитие, научно-технические и инженерно-строительные планы.

В развитых государствах Запада эра индустриализации завершилась еще в 70-ые годы 20 века (в Российской Федерации подобные процессы стали происходить позже - политического деятеля регионального развития до конца 1990-х гг. была политикой выравнивания значения индустриализации регионов) и проявились черты новейшего социально-экономического и научно-технического уклада, такое положение вещей способствовало тому, что обычная муниципальная региональная политического деятеля повторяющий вид ускоренной индустриализации практически израсходовала себя и стала неэффективной.

Это проявилось во-первых в понимании того, что региональные ресурсы для индустриального развития исчерпаемы и часто невосстановимы, данное касается как трудовых, так и естественных ресурсов; что основательной ценностью считается предоставление всем уроженцам страны некой совокупности социальных удобств - увеличение «уровня жизни».

Социально-экономическое развития регионов значительно находится в зависимости от казенного регионального управления. Оно представляет собой регулировку финансового и общественного развития регионов при помощи интенсивной региональной политических деятелей. Основными его целями считаются: закрепление единства и целостности страны; преодолевание немаловажных расхождений между регионов по моментам развития, уровню жизни, подавление регионального сепаратизма, наибольшее внедрение потенциала межрегионального размена, существование предпосылок для саморазвития регионов, функционирования в отсутствии субсидий.

Формами конкретной роли страны в регулировке развития регионов считаются федеральные региональные программы, финансируемые на долевых началах из Федерального бюджета.

Как продемонстрировал постсоветский навык самостоятельной жизни регионов, привлекаемые иногда вложения и федеральные целевые программы имеют все шансы работать только заплатками для латания экономических дыр, хотя никак не увеличивают уровень развитости в общем. Старые основы формирования и реализации программ развития регионов превращают их на самом деле в нереализуемые и вовсе не подходящие «проекты». В нынешнее время формируются новейшие расклады к исследованию и реализации федеральных целевых программ.

В Федеральном Бюджете ФЦП до не давнего времени занимали от 2 до 5% федеральных затрат. К 2000 году их насчитывалось - 172. В нынешнее время Правительство следует по пути важного уменьшения этих программ, с тем, чтобы через федеральные целевые программы не велись те дела ведомств и регионов, которые, собственно говоря, они обязались бы гарантировать сами. В итоге численность программ на будущее сократилось уже до 45 - 50.

Однако, данное не откладывает программно-целевой способ, как базу социально-экономического развития регионов. В критериях рыночной экономики программно-целевой способ управления делается вместе с моделированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из главных способом претворения в жизнь гос региональной финансовой и общественной это политические деятели. Основной принцип обновленных программ развития состоит в том, что программы формируются «снутри» регионов и базируются на ресурсном потенциале и «вкладывательном ранце», обеспечивающем их реализацию.

Однако, социально-экономическое развития регионов не имеет возможности исполняться на базе единичных правил. Особенно данное относится к районам, к примеру, районам Севера и Крайнего Севера.

Север Российской Федерации соседствует с важными местами Ледовитого океана. С одной стороны, природно-ресурсный потенциал северных регионов (1) различается вескими, крупного потраченному (нефти, естественного газа, газового конденсата), что восоздает базу стабильного долголетнего крупномасштабного развития производительных сил данных регионов.

С иной стороны, освоение наличествующих ресурсов в значительной степени осложняется природно-климатическими условиями. Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера, характеризуются этими критериями жизнедеятельности народонаселения, которые признаны в высшей степени негативными, как в общественном, так и в финансовом отношении.

Кроме того, во множестве северных регионах домашнее освоение естественных ресурсов замедляется нарушением экологического баланса, являющемся следствием антропогенных и техногенных действий на земляные и водные ресурсы. В данных регионов снижена экологическая защищенность сферы обитания и, как следствие, невыполнимо достичь стабильного совершенствования критериев жизнедеятельности народонаселения данных округов.

Это ставит значительную проблему в социально-экономическом развитии экстремальных регионов - нужно будет отыскать компромисс между нуждой развития ресурсного потенциала северных регионов, как главного критерия их финансового роста, и потребностью сбережения экологического баланса в экстремальных условиях обитания народонаселения.

Это противоречие разрешимо во-первых с помощью проведения политическими деятелями неистощимого природопользования во всех секторах экономики хозяйства, закладываемой в стратегии социально-экономического развития экстремальных регионов.

Таким образом, общественная и экологическая основополагающая развития экстремальных регионов обязана преобладать над финансовой. Перефразируя известный тезис социализма, можно заявить «Экономика должна быть социализированной и экологизированной».

Все вышесказанной прикладывает специальные требования к формированию и реализации программ социально-экономического развития экстремальных регионов. Рассмотрим реализацию предписанных основ на примере «Программы социально-экономического развития ненецкого автономного округа на период 2001 – 2010 гг. и на перспективу до 2020 года» (2). Ненецкий автономный округ (НАО) входит в состав Северо - Западного федерального округа и считается стереотипным экстремальным северным регионом РФ.

Краткая справка о Ненецком автономном округе. 
Ненецкий государственный округ образован в 1929 году. В 1977 году. переименован в Ненецкий автономный округ. Административный центр – . Нарьян-Мар. Территория – 176,7 тысячи кв-т км (1,03% местности России, 22-е место между субъектами). По количеству народонаселения НАО находится на 86 месте среди субъектов РФ.

Ненецкий автономный округ размещен на последне1 северо-восточной Европейской части РФ. Его земля простирается с севера на юг более нежели на 300 км, а с запада на восток вытянута практически на 1 тысячи км от мыса Канин Нос до Уральского хребта. На юге наогромном протяжении граница проходит с Республикой Коми, на юго-западе с Мезенским регионом Архангельской области.

Разделение функций административной системы Ненецкого автономного округа базируется по городскому принципу. Территория округа разделена на 19 городских образований, где административные функции исполняют органы районного самоуправления, а именно, городка Нарьян-Мара, места городского на подобии Амдерма, Варандей, Искателей, села Великовисочного, Канинского, Карского, Колгуевского, Малоземельского, Омского, Пёшского, Приморско-Куйского, Пустозерского, Тельвисочного, Тиманского, Хорей-Верского, Хоседа-Хардского, Шойнского и Юшарского муниципалитетов.

Вся земля округа подвержена систематическому проникновению атлантических и арктических масс. Зима продолжается примерно 220-240 дней.

Основную часть земли Ненецкого автономного округа составляют оленьи пастбища, площадью 12248 тсяч гектаров или же 72 % единой местности. В животном мире округа верно различаются 2 зональных вида - тундровый и таежный.

В населении 75 национальностей, такие как: ненцы – 15,6%, коми – 9,5%, русские – наиболее 70%. Численность оставшихся национальностей незначительна. Коренным небольшим народом Севера в Ненецком автономном округе считаются ненцы. Они относятся к так именуемой тундровой группе и говорят на тундровом диалекте ненецкого языка.

В течение заключительных лет округ заполучил значение актуального энергетического района по вопросу открытия на его земле существенных запасов углеводородного сырья. В округе открыто 75 месторождений, таких как нефтяных – 64, нефтегазоконденсатных – 6, газоконденсатных – 3, газовых – 1, газонефтяных – 1. Начальные суммарные ресурсы сочиняют: нефти – 2407 миллионов тонн, газа – 1170 миллиардов. куб. метров, конденсата – 44 миллионов тонн, растопленного газа – 133 миллиардов. куб. метров. С учетом применения идеальных технологий добычи почти что все разведанные запасы нефти и газа считаются интенсивными. К промышленному изучению подготовлено 26 месторождений с доказанными извлекаемыми запасами 525 миллионов тонн нефти и 511 миллиардов. куб. метров газа. Из их 4 месторождения с суммарными запасами 127,5 миллионов тонн нефти и 91 миллиардов. куб. метров газа введены в исследование.

Потенциал шельфа Баренцева моря составляет с Тимано-Печорской провинцией единичную солидную суперпровинцию, которая является оригинальной сырьевой базой углеводородного сырья. На долю округа приходится 52,7% изначальных суммарных ресурсов Тимано-Печорской провинции.

Недра округа богаты помимо прочего полезными ископаемыми. Здесь разведаны месторождения флюоритов, агатов, янтаря. Обнаружены залежи меди, никеля, кобальта. Имеются возможности добычи алмазов, золота. Другие минеральные ресурсы представлены глиной для производства кирпича, запасы которой выше 4 миллионов тонн, песками, песчано-гравийными и гравийно-галечными смесями – наиболее сто месторождений, с запасами в пределах 4 миллиардов. куб. метров, известняком (строительный материал) – 83 миллионов куб. метров, углем – выше 10 миллиардов. тонн.

Лесной фонд округа незначителен – 127 тыс. га и представлен как правило притундровыми лесами. Леса играют как правило климатозащитную роль, хотя на земле округа пребывает Печорский лесоперерабатывающий завод, нынче акционерное сообщество «Печорский лес» – старейшее на Крайнем Севере предприятие, работающее на привозном сырье и поставляющее собственную продукцию на экспорт.

Динамика промышленного производства в Ненецком автономном окрге демонстрирует длящийся уже на протяжении 3 лет его подъем. Однако данное разъясняется не только устойчивой работой секторов экономики этнического хозяйства, а развитием новейшего сектора экономики – нефтедобывающей индустрии в округе.

«Программа социально-экономического развития Ненецкого автономного округа (НАО) на период 2001-2010 гг. и на перспективу до 2020 года» (Программы СЭР НАО) полностью принимает во внимание навык освоения нефтяного Севера и, в виде генеральной цели, провозглашает «единое увеличение значения уровня жизни народонаселения округа при безусловном обеспечивании основополагающего принципа общественной справедливости».

В заключительнее десятилетие главной задачей власти - как на федеральном, так и на районном уровнях, стал отход от реализации функции долговременного стратегического планирования. Как последствие, в стране почти что прекратилось исследование системных программных концепций развития субъектов федерации и секторов экономики.

Программа СЭР НАО разрабатывалась на базе способов проектного управления с внедрением методологии имитационного прогнозирования и сценарного расклада. Социально-экономическое развитие НАО рассматривалось как вкладывательный план. Были разработаны «пессимистический» и «оптимистический» сценарии развития. Сценарии развития формировались на долгосрочную (15-20 лет) перспективу и являют из себя варианты анализа сложившихся направленностей эволюции района при разных условиях. Социально-экономическое развитие НАО, заложенное в Программу СЭР НАО считается композицией нескольких главных сценариев развития. Фактически сценарный расклад — не что иное, как продолжение имитационного прогнозирования в отсутствии использования строгих формализованных способов анализа.

Первый, основополагающий принцип формирования программ социально-экономического развития экстремальных регионов считается системный расклад и главенство стратегического, долговременного нюанса развития.

Экстремальные условия Севера позволяют с высочайшей ступенью производительности эксплуатировать лишь отдельные виды оригинальных и остродефицитных естественных богатств, такой как пользующихся огромным спросом на крупном рынке. В НАО этим требованиям отвечает исключительно углеводородное сырье. По возможности – разнородные нужные ископаемые. Все оставшиеся секторы экономики и сферы хозяйства, в следствие экстремальности условий жизнедеятельности, заранее настоятельно требуют не попросту увеличенных, а слишком больших расходов, и считаются в большинстве случаев бесприбыльными.

На местности округа обитает коренное население – ненцы и коми. Основное их классическое занятие – оленеводство, рыболовство, ловля. Эти небольшие нации предполагают огромное национальное значение – как народную и культурную, так и генетическую.

Тундра округа чиста, выделяется непрочным биоценозом и дивно благоприятно. Она богат разнородной живностью, богатейшими местами гнездования и линьки водоплавающих птиц, широкой системой озер и рек для значимых пород рыб. Чистая земля с разнообразной флорой и фауной – это такое же достояние, как и подземное углеводородное сырье.

Сегодняшние высочайшие стоимости на нефть быстро активизировали работу фирм по исследованию и создаию достаточной инфраструктуры добычи нефти из Тимано-Печорской провинции. Создан Ненецкий трубопроводный консорциум (затем НТК), представивший концепцию строительных работ трубопровода протяженностью 440 км, «рассекающего» округ от мыса Святой Нос через Нарьян-Мар до нефтеперекачивающей станции «Урерьяха» и гибко огибающего все заповедные и более уязвимые земли округа.

Век интенсивной, более продуктивной фазы нефтедобычи не долог – 15 – 20 - 30 лет. Нефть – это невоспроизводимые ресурсы. И как показывает опыт , после шага «снятия сливок», начинается натуральный затянутый регресс, что обусловлено как выработкой месторождений, так и переоценкой вероятных размеров извлекаемых запасов.

Второй основополагающий принцип формирования программ социально-экономического развития экстремальных регионов - увязка воедино наитруднейших разнонаправленных трендов, вроде как, требований сбережения начальной чистоты находящейся вокруг среды, сбережения, а во многом и помощи государственного этноса, а, если взглянуть под другим углом, необходимости неминуемых антропогенных действий нефтегазовой индустрии и развития страны в сырьевых ресурсах.

Формирование программы выполнялось с учетом опыта прошедших лет освоения Севера. Стартовые базисные условия для исследования Программы включали следующие:

  • Темпы нынешнего финансового подъема НАО считаются лидирующими среди больших в Российской Федерации;
  • Имеется направленность уменьшения совместной количеству народонаселения;
  • Имеется подъем и ощутимое оживление районной индустрии;
  • В окружении, по вопросу намечаемым внезапным расширением нефтедобычи и строительством систем транспортирования нефти, Складываются полностью новые условия для решения основных трудностей его финансового и общественного развития;
  • Наличе предпосылок для прорыва в части коренной модернизации общественной сферы. Данный тезис правомочен если соблюдать Условие привлечения требуемых вложений в комплексное развитие округа;
  • Территория округа по сей день мало тронута индустриализацией и считается сегодня этноэкологическим русским и интернациональным запасом;
  • Тогда как имется круг сложившихся трудностей, накопившихся, основным образом, с помощью промахов и просчетов прошедших лет.

Главные из них:

  • Удручающее положение с самосознанием народонаселения округа. Ситуация реально негативная – при сохранении сегодняшних веяний резерв исторического самосознания коренного народонаселения быть может исчерпан за 2-3 поколения;
  • Неудовлетворительный в количественном и высококачественном отношениях уровень обеспечивания народонаселения квартирами, а еще объектами общественной и инженерной инфраструктуры;
  • Разрыв между образовавшейся системой и качеством школьного, дошкольного, проф образования и в кадрах как русскоязычного, так и коренного населения.

Долгосрочными стратегическими целями / задачами Программы считаются следующие:

  • Увеличение значения качества жизни народонаселения Округа на базе принципа общественной справедливости;
  • Сохранение экологической чистоты местности Округа и его ресурсного естественного потенциала;
  • Обеспечение вкладывательной привлекательности Округа;
  • Развитие города Нарьян-Мар и прочих городов Округа на базе прогрессивной градостроительной концепции;
  • Решение автотранспортной трудности регионов (возведение жд трасс, постройку дорог, долевое инвестирование в передовую бездорожную технику, не травмирующую растительный покров тундры);
  • Восстановление до значения, надлежащего естественной продуктивности земли, классических секторов экономики районного хозяйствования: оленеводства, животноводства, рыболовства, охотничьих промыслов, лесопереработки и т.д.;
  • Рекультивация территорий, выведенных из оборота первобытной нефтегазоразведкой;
  • Комплексное и долгосрочное решение трудности верного энергоснабжения регионов;
  • Развитие межрегиональных (Коми, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и других.), а также интернациональных связей, сначала по вопросам медицины, решения экологических задач, сбережения и приумножения рыбной продуктивности Печоры;
  • Возрождение на новом уровне системы образования – для начала, дошкольного и школьного. Ведь от школьного изучения и дальнейший жизненный путь ребят в очень крупной ступени находится в зависимости отразвития их базисных общественных и креативных возможностей в возрасте 3-6 лет. Образование - стратегическая точка подъема всей РФ в наступившем тысячелетии;
  • Повышение значения обеспеченности народонаселения культурными благами;
  • Создание и развития настоящей сферы обитания для коренного народонаселения, включая восстановление классических и создания новых видов промысла, сувенирных производств; развития туризма – отборного, обычного и, в конце концов, экстремального.

Основные события по реализации Программы включают следующие главнейшие направления:

  • Создать новую налогово-бюджетную, вкладывательную, денежно-кредитную, социально-экономическую системы;
  • Развитие электроэнергетики и энергосбережения;
  • Развитие нефтегазового производства, развитие нефтедобычи, переработки углеводородного сырья, также добычу и перевозку газа, Воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, внедрение естественного газа, газификацию городов округа, Перевозку газа до районных покупателей, а так же развитие нефтехимической индустрии;
  • Программу развития здравоохранения и образования;
  • Развитие инфраструктуры коммуникаций, информатизация;
  • Развитие устойчивой банковской и страховой систем;
  • Развитие строительства жилья и системы коммунально-бытовых услуг;
  • Развитие системы общественных услуг;
  • Охрану правопорядка. Общественную и индивидуальную защищенность населения;

Следует отметить, что чертеж НТК – постройка нефтепровода «Восток-Запад» через всю местность округа - представляет из себя неповторимую вероятность для основательной перестройки всей инфраструктуры округа. С учетом заключительных градостроительных достижений трубопровод представляет возведение вдоль него прогрессивной транспортной трассы с системой т.н. рокадных автодорог на юг и север местности округа для взаимосвязи с населенными пунктами городских образований.

Таким образом, лишь целенаправленное и системная совместная работа всех участников освоения нефтегазовых ресурсов провинции, конкретно представляющих, что обязан представлять округ в последующем, позволит достигнуть окончательных базисных целей, какими бы трудными они в данный момент ни смотрелись. Задачи, о решении которых 10 лет назад возможно было исключительно грезить, в настоящий момент можно реально осуществлять. Доказательством тому служит неоспоримый прецедент: лишь за прошедшие 2 года, по вопросу начала развертывания дел по нефтедобыче, округ быстро пошел вверх по всем базисным признакам.

Реализация Программы СЭР НАО обязана обеспечить:

  • Условия для максимизации прибылей бюджета,
  • Увеличение обеспеченности прибыльной доли бюджета, что позволит во все вырастающей ступени улаживать общественные и прочие задачи, предусмотренные расходной долею бюджета округа,
  • Решение социально-экономических задач, стоящие перед Округом, более полное использование материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.

Читайте также: Изменение роли НДФЛ в составе бюджета столицы в 2009 году.

Вернуться к разделу «Налоги, государственные финансы»

 

Вы можете поделиться заинтересовавшей вас информацией в социальных сетях или блогах.

Каталог курсов и семинаров

Котировки акций
Анонсы и Обзоры

Наши финансовые партнеры / USA Financial Partner:
1Payday.Loans

   Copyright © 2010-2024 «FineFinance.ru»    При использовании материалов гиперссылка на FineFinance.ru обязательна    Настоящий ресурс может содержать материалы 16+    Обо всех замеченных ошибках при работе сайта просьба сообщать при помощи формы обратной связи